«Скелет прекрасных пропорций»

«Скелет прекрасных пропорций»
Для создания «елецкого бренда» были предприняты поездки в Самарканд и Лондон, где были прочитаны средневековые арабские и персидские рукописи, повествующие о походах Тамерлана, в частности «Зафар-наме» Шарафа ад-дина Йезди и «Зайл-и Зафар-наме-и Шами» Хафиза-и Абру. К слову сказать, для прочтения этих рукописей, давно запущенных в научный оборот, не было нужды ездить так далеко...
В елецкой газете «Красное знамя» опубликована статья «Про скелет прекрасных пропорций, или Елецкий бренд-2».
Журналист Ольга Ельникова вернулась к теме, которая всколыхнула всю краеведческую общественность Липецкой области еще в 2007 году. Напомним, что московская фирма «АРТ-Саммит», взялась за разработку бренда Ельца, а говоря попросту, «заманухи» для туристов. В Москве, например, самым «раскрученным» туристическим брендом является Кремль, в Петербурге — Эрмитаж, в древний Муром турист едет, привлеченный именем Ильи Муромца, а в Кострому — подвигом Ивана Сусанина.

Не надеясь на то, что Елец сам способен подыскать в своей многовековой истории что-нибудь стоящее внимания, ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня» (Липецк) поручило эту работу пиарщикам из Москвы. К слову, из областной казны для дополнительных исследований в 2007 году были выделены 6 миллионов рублей.
И проект бренда был создан. За основу взят сюжет избавления Руси от Тамерлана. Но в переработке специалистов по брендингу эта известная каждому елецкому школьнику легенда меняется до неузнаваемости. Уже известно всем, кто интересуется вопросом, что для создания «елецкого бренда» были предприняты поездки в Самарканд и Лондон, где были прочитаны средневековые арабские и персидские рукописи, повествующие о походах Тамерлана, в частности «Зафар-наме» Шарафа ад-дина Йезди и «Зайл-и Зафар-наме-и Шами» Хафиза-и Абру. К слову сказать, для прочтения этих рукописей, не было нужды ездить так далеко. Их точные переводы есть не только в российских библиотеках, но и в Интернете.
Одним из первых, кто возмутился методом и результатом новых «исследований», стал архитектор и краевед, член Союза писателей России Александр Новосельцев. Он еще в 2007 году, когда впервые возникла идея «брендинга» Ельца, присутствовал на заседании в здании областной администрации, на котором был озвучен проект «АРТ-Саммита». Вот что было предложено:
«В яростном сопротивлении Елецкого князя Тамерлан вспомнил себя на заре своих блистательных побед. Сколько раз силы противника превосходили количественно силы его войск в несколько раз, и никто, кроме него, не верил в победу. Верил только он один! И побеждал! Эту же неустрашимость и веру он увидел у Елецкого князя. Несколько дней направляемые на штурм крепости воины Тамерлана возвращались в стан с потерями. Вскоре Амир Темур потерял терпение и направил на дружину Елецкого князя несколько туменов. Стремительный штурм крепости продолжался недолго, кровавая же сеча внутри крепости закончилась лишь тогда, когда последний ее защитник испустил дух. По русским летописным источникам, израненный князь Елецкий Федор был пленен вместе с боярами. Жена Елецкого князя, его малолетний наследник и дочь успели укрыться в окрестных лесах незадолго до осады крепости. Посланный воеводою гонец принес ужасные новости, что крепость и посад сгорели дотла, а раненый князь с боярами попал в плен. Зная, что лютая смерть грозит отцу и страшное разорение — родной земле, елецкая княжна, не сказав никому ни слова, берет икону Пресвятой Богородицы и идет в стан Тамерлана молить его сохранить жизнь отцу.
Бесстрашие и самоотверженность княжны, ее любовь к отцу, ее истинная вера в Бога и торжество справедливости потрясли Тамерлана больше, чем ее молодость и красота. В свои 59 лет Железный Хромец имел гарем из 8 официальных жен и бесчисленное количество наложниц… Но все они потускнели в сравнении с той, чья вера в победу была сильнее, чем даже его собственная. И сердце Тамерлана, может быть в последний раз в его жизни, попало в плен. Мольбы княжны были услышаны, завоеватель сохранил жизнь князя и приказал развернуть войска на юг».
Краеведы пришли в шок от такого взгляда на историю Ельца. Откуда взялась дочь князя Федора, как стало известно число его детей? Что за пассажи о воспоминаниях Тамерлана «себя на заре своих блистательных побед»? Как из скупых строк восточных источников можно было «слепить» выход княжны из леса с иконой Богородицы? Ведь в той же «Зафар-наме», которая является одним из наиболее полных источников по походам Тамерлана, о его походе на Русь есть только одна строка: «Победоносное войско, дойдя до города урусов по имени Карасу, разграбило его со всей областью». Все! Этот самый Карасу и считается в исторической литературе Ельцом. Чуть менее скупые сведения содержатся в русских летописях, но и там речь лишь о том, что Тамерлан сжег город Елец и ушел в свои степи «никем не гонимый», что для средневекового русского книжника, разумеется, было настоящим чудом. Ни слова о семье князя Федора, о его «прекрасной дочери» и «малолетнем наследнике» ни в одном из источников нет. Не сохранилась память о них и в народных преданиях.
Нельзя не согласиться с Александром Новосельцевым, что менее всего это напоминает «полновесную научную работу, повествующую об истории древнего Ельца». Именно так охарактеризована работа по созданию «бренда» в информационном письме в редакцию нашей газеты ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня».
— Все это не просто противоречит истории и здравому смыслу, это может нанести серьезный урон нашей духовной культуре! — полагает Новосельцев.
Впрочем, что до нашей духовной культуры и наших ценностей московским пиарщикам? Они, как положено в бизнесе, «отработали» свои деньги, для пущей важности и звучности присовокупили к своему отчету россыпь звучных восточных имен и названий. Гораздо хуже, что эта история про княжну Федоровну, похоже, принята на уровне областного центра. По липецкому телевидению вице-губернатор Людмила Куракова воспроизводила эту как бы легенду, добавив, что подтверждением этого как бы факта является обнаружение в гробнице Тамерлана женского скелета «прекрасных пропорций» и с русой косой. Влюбился, дескать, старик и забрал Федоровну с собой.
О вскрытии гробницы Тамерлана есть документальный фильм, сохранились протоколы этого события и множество свидетельств очевидцев. И нигде нет ни одного намека ни на какой «скелет прекрасных пропорций». Один лежит завоеватель в своей гробнице!
Словом, даже доказывать очевидную нелепость и полную научную несостоятельность этой суеты вокруг нашего духовного наследия как-то неудобно. Но приходится.
Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram