Липецкий общественник поставил под сомнение реформу пассажирского транспорта мэрии

Липецкий общественник поставил под сомнение реформу пассажирского транспорта мэрии

Все транспортные изменения в Липецке, которые произошли с 11 июля нынешнего года, прямо пропорциональны тому, какой перевозчик приходит на маршрут. Так считает известный блогер и липецкий общественник Александр Полунин (освещает проблемы дорог и транспорта в регионе).

«Возьмём, к примеру, 28-ой маршрут, который теперь обслуживается частником. Есть опасения полагать, что, скорее всего, там не будет ситуации, когда почти все автобусы низкопольные и легкодоступны для маломобильных групп населения, а также часто имеют кондиционер. Да что кондиционер – в первый же день работы ИП Филиной на этом маршруте не соблюдается и половина рейсов на маршруте! Кстати, такая же ситуация и на маршруте №17 – одна-две машины на весь город. Или вот обновлённые экспериментальные маршруты 36 и 9Т, которые укоротили вдвое. Есть все основания полагать, что их участь – стать рекреационным маршрутом, по большей части перевозящих воздух ради выполнения контрактов, так что перевозчики, имея основной маршрут, могут ставить на него тех, кто провинился. Кстати, мою идею закольцевать маршрут 9Т на проспекте Победы через Манеж пока не поддержали, хотя все мы прекрасно видим на примере единственного в городе кольцевого маршрута 2Т, что на нём нет отбоя от пассажиров до самой ночи. Кольцевые маршруты – хорошая история для нашего не самого протяжённого города», - говорит Александр Полунин.

Он также привёл ещё один пример: маршрутки 321 и 332, которыми пользуются работники Новолипецкого меткомбината и жители района Опытная станция. 

«Их снова будет обслуживать «Автоколонна-1414» на прилично изношенных ПАЗиках. При всех обещаниях мэрии избавиться от подобных высокопольных и весьма неудобных автобусов (которые не предназначены ни для инвалидов, ни для мам с колясками) малой вместимости мы будем видеть их ещё минимум год на загруженных в пиковые часы маршрутах, по которым перевозчик явно даёт департаменту транспорта искажённые данные по пассажиропотоку. Почему так происходит? В ПАЗиках редко есть камеры, а процент оплаты наличными остаётся достаточно большой – около 20 процентов. Водителю ставится план привезти со смены 2 тыс. рублей наличными, а всё, что выше – чёрный нал – оставляет себе. Вот эти «всё, что выше» и есть тот перегруз пассажиров, которые ездят на битком забитых ПАЗах. Вот и получается, что существующий пассажиропоток не демонстрирует необходимости вывода автобуса среднего и большого класса», - говорит общественник.

По его мнению, применение практики торгов в виде лотов с объединением в единые лоты маршруты по направлениям – неплохая практика в борьбе с гонками за пассажиров. Всё же конкуренция внутри перевозчика – не то, чего стоит опасаться, вспоминая, как ещё 1-3 года назад ПАЗики вперемешку с муниципалами и частниками на Mercedes устраивали заезды в три ряда.

«Однако на полноценную реформу общественного транспорта это не похоже. Транспортная реформа – целый комплекс физических, градостроительных и правоприменительных мероприятий с обратной связью от горожан, введением системы выделенных полос в городе, системой бесплатных или льготных пересадок и обновлением информации на остановках. Пока ГИБДД создаёт мэрии препятствия в отношении введения выделенок с камерами, пока город не пересмотрит отношение к вредным автобусным карманам, игнорируя установку антикарманов, и не увеличит доступность и скорость передвижения для пользователей общественного транспорта, говорить про приоритет движения по городу на автобусах не приходится даже с учётом закупки новых машин. Знаю, что новые контракты подписаны лишь на год для мониторинга исполнения строгих обязательств перевозчиков, чего в Липецке не было, наверное, ещё никогда. И основа таких контрактов должна стать мощной предпосылкой к внедрению брутто-контрактной основы с подписанием договоров с перевозчиками на пять лет, в которых будут прописаны и льготные тарифы, и проездные билеты, и в идеале – возможность бесконтактной оплаты проезда при входе во все двери автобусов. Договоры на более длительные сроки поспособствуют долгожданному обновлению подвижного состава даже среди частных перевозчиков средней руки, и в Липецке, наконец, забудут про душные ПАЗики на маршрутах как страшный сон», - прокомментировал Александр Полунин.

Напомним, что в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве муниципалитеты переходят на контрактную систему обслуживания пассажирских перевозок. В связи с чем департамент транспорта провёл аукционы на поиск организаций для обслуживания 75 городских автобусных маршрутов.

На аукцион выставили 21 лот. В каждом указаны технические параметры маршрутов: количество выходящих на линию автобусов в будни и выходные дни, типы транспортных средств, пробег, количество часов работы и другие особенности. Общая стоимость всех лотов составляла 150 млн рублей, цена отдельных лотов варьировалась от 1,2 млн до 16,8 млн.

«Новая контрактная система позволит ужесточить контроль за деятельность перевозчиков, появится больше инструментов воздействия на них и чёткое понимание штрафных санкций. Кроме того, мы восстанавливаем обслуживание маршрутов, от которых перевозчики отказались, например, 359 и 302, - пояснял ранее председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов.

Потенциальные исполнители должны соблюдать расписания отправления и схемы движения, выполнять не менее 90% рейсов с регулярностью не ниже 85%, оборудовать автобусы системами АСОП и ГЛОНАСС, следить за санитарным состоянием и чистотой салонов, обеспечить объявление остановок и доступ в транспортное средство контролёров. В случае если перевозчик допустит нарушение или несоблюдение обязательств, последуют штрафные санкции. Так, если цена контракта меньше 3 млн рублей, за каждый факт нужно будет заплатить одну тысячу рублей. Пять тысяч – за нарушение, если цена контракта от 3 до 50 млн рублей. Неисполнение перевозчиком трёх и более требований об устранении выявленных нарушений дают возможность заказчику расторгнуть с ним контракт.

Ранее в мэрии комментировали, что основная задача новый системы организации перевозок – повышение качества транспортного обслуживания и конкуренции в сфере пассажирских перевозок. При этом в департаменте отмечают, что переход на контрактную систему – первый шаг к модернизации транспортной системы города. Также в планах обновление информационных стендов на остановках, дальнейшее изменение маршрутной сети – организация подвозных и магистральных маршрутов, внедрение расширенного тарифного меню.

Владислав ДЕРЕВЯШКИН

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram