Взгляд

Кто старое помянет… Провальные мечты и проекты липецких властей

Обещанного три года ждут, а на четвёртый забывают. Эта старая русская пословица как нельзя подходит к липецким чиновникам. Речь пойдет о тех громких проектах, о скорейшей реализации которых несколько лет назад неустанно говорили руководители региона. Но по каким-то причинам проекты до сих пор остаются лишь в мечтах высокопоставленных чиновниках, а простые обыватели продолжают надеяться, что когда-нибудь в городе появится собственное метро, культурный центр на острове и многое другое.

Метро! Какое метро?

Идея создания в Липецке метрополитена возникла у областных властей в 2013 году. Услышав об этом общественность от недоумения крутила пальцем у виска. Собственно было от чего. Ну какое метро в городе с населением в 500 тысяч человек, да и то эта цифра поддерживается за счет переселенцев из бывших союзных республик да волны гастарбайтеров. Однако липецкий губернатор, который и был идейным вдохновителем, не обращал внимания на скепсис горожан и твердо решил воплотить свою задумку в жизнь. Причем в администрации Липецкой области не исключали, что метро в ближайшие годы появится не только в областном центре, но и в самых отдаленных районах региона. Об этом еще в мае 2014 года рассказывал информационному агентству «Абирег» теперь уже бывший начальник областного управления строительства и архитектуры Владимир Тучков. По его словам, эту идею предложили компаниям, которые получили техзадание и работали над концепцией метро в областном центре. Они считали, что содержание этого вида транспорта должно быть экономически выгодным, и предлагали увеличить пассажиропоток за счет строительства линии метро в отдаленные районы области.

Над концепцией липецкого метро работали китайские, немецкие и российские компании. В то время рассматривались два варианта скоростной магистрали: двухколейный трамвай с выходом на эстакаду и монорельс, подвешенный на бетонные опоры. В итоге власти остановились на втором варианте. Озвучивалась и сумма, которую собирались вложить в метрополитен китайские инвесторы – 31 млрд рублей. Такая информация прозвучала от вице-губернатора Андрея Козодерова на заседании совета по улучшению инвестиционного климата региона в феврале 2015 года.

По заверениям же самого липецкого губернатора проект наземного метро должны были подготовить еще в позапрошлом году, а в 2016-ом уже начать строить. Причем он уверял, что если проект свернуть, то Липецк ждет транспортный коллапс.

Однако в указанный год строительство так и не началось. Мало того, липецкое метро вообще сократили до одной ветки: от улицы Минской на Юго-западе города до НЛМК. Причем ранее предполагалось, что монорельс будет проходить через все спальные районы города, затем перейдет на третий мостовой переход (еще один нереализованный масштабный проект) через реку Воронеж на улицу 9 мая. Далее ветка должна пройти до предприятий в ОЭЗ «Липецк» и закончиться в Грязях.

Любопытно, но концессионное соглашение между компанией «Мортон» и администрацией Липецка должно было быть подписано еще в ноябре 2015 года. Тогда руководство города поясняло, что «это сделать нам помешали некие организационные неурядицы». Какие неурядицы сейчас мешают властям начать реализовывать идею липецкого губернатора, остается неясным.

«Цирк уехал, клоуны остались»

Другой, не менее масштабный проект, на которые замахнулись липецкие власти – переделать центр города до неузнаваемости. Заразили этой идеей отцов города и области с подачи регионального управления архитектуры и строительства специалисты венгерской архитектурной студии «Викар и Лукач». Проект был связан с предстоящей корректировкой генерального плана Липецка, которая призвана сделать жизнь в городе комфортнее. Не подумав о цене проекта, который мог исчисляться десятками миллиардов рублей, власти тут же заявили о необходимости отказаться от «градостроительных традиций прошлого века, не отвечающих духу времени». Основные проблемы виделись в устаревшей транспортной инфраструктуре и отсутствии внутри городской черты свободных территорий для жилой застройки. Областной центр предлагалось развивать в юго-западном направлении, ограничить движение личного автотранспорта, расширяя возможности пешеходов и велосипедистов. При этом главные транспортные потоки рекомендовалось направить по Каменному логу, где хотели возвести двухуровневые эстакады. Венгерские архитекторы также предложили реконструировать участок от площади Героев по улице Ленина и до реки Воронеж, и построить на острове вблизи городского пляжа культурный центр, который получил рабочее название «Липецкий цветок».

Кстати, в данный проект предполагалось вписать снос Центрального универмага, а на его месте построить два небоскреба. Но основное внимание уделялось все же острову. Согласно плану венгерских архитекторов там хотели построить библиотеку, театр танца и киноконцертный зал. Власти лишь кивали головами и высказывали единодушное мнение, что культурный центр органично впишется в окружающий ландшафт и дополнит центр города современной палитрой формы и функции.

В связи с таким глобальным преобразованием города шумиху подняли колоссальную. «Ух, и заживем!», радостно потирали руки горожане. Но получилось как в той знаменитой песне: «Цирк уехал, клоуны остались».

Сейчас ЦУМ вот уже несколько месяцев находится на реставрации и дальнейшая его судьба неизвестна, чуть ли не половина Каменного лога до сих пор не благоустроена, а Зеленый остров все также сиротливо взирает на чиновников в надежде, что его когда-либо «окультурят».

Когда слово губернатора «не закон»

Как-то получается, что реализовывать глобальные проекты липецких властей приходилось все тем же венграм. Впрочем, заграничные бизнесмены сами были не рады, что взялись угождать липецким чиновникам. Многострадальный многофункциональный спортивный комплекс «Катящиеся камни» в Молодежном парке Липецка стоимостью почти 5 млрд рублей стал настоящим камнем преткновения, как для тех, так и для других.

Его строительство началось все в том же пресловутом 2013 году. За дело взялась  венгерская фирма Market, аффилированная с ЗАО «Маркет». Однако компании успешно удалось заложить только фундамент. Уже в начале 2014 года глобальная стройка, за которую так рьяно взялись венгры, начала угасать. Власти сетовали на сильное отставание от графика и требовали от подрядчика войти в нужный ритм. Раздача «пинков» не помогала. Как тогда сообщал ряд СМИ, задержка могла быть связана с тем, что венгерская фирма работала еще на нескольких серьезных объектах за рубежом. В частности, строители вели реконструкцию центрального стадиона в Будапеште, что для венгров было куда приоритетней, чем какой-то спорткомплекс в российской глубинке.

Терпение у чиновников было на исходе. Власти уже не знали, как отделаться от «ленивого» подрядчика. Положительную роль в разрешение данного вопроса помогли санкции. Дело в том, что реализация проекта финансировалась консорциумом банков, в том числе ЗАО «Венгерский Экспортно-Импортный Банк», который после введения санкций приостановил выделение траншей по этому проекту. А к концу 2014 года область успешно расторгает контракт с компанией Market.

«Трудности нас не пугают, а только дают новый стимул к развитию. Объект заморожен не будет. Мы его обязательно достроим. Сделаем все от нас зависящее, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону», - комментировал тогда бывший начальник управления строительства и архитектуры Липецкой области Владимир Тучков.

Однако стимул к развитию почему-то дремал, а ситуация в лучшую сторону не хотела меняться. Хотя предпосылки к этому были. В 2015 году все то же ЗАО «Маркет» хотело вернуться к проекту. Компания даже подала иск к управлению строительства и архитектуры области, а также управлению капитального строительства. Венгерская компания требовала признать незаконным расторжение договора на возведение спортивного объекта, подписанного в ноябре 2012 года, и односторонний отказ чиновников от его исполнения. Однако дело было решено мирным путем и венгры уехали с низко опущенной головой.

После отъезда венгерских строителей власти начали спешно искать нового подрядчика. Достроить «Катящиеся камни» изъявила компания «Мортон» - та самая, которая на пару с губернатором лелеяла мечту проложить ветку липецкого метро. Этот вопрос активно обсуждался на рабочей встрече руководителей области и города с представителями компании в мае 2015 года. Но дальше разговоров дело, как всегда, не пошло. Между тем в Москве уже начали проявлять активный интерес к липецкому долгострою, в частности министр спорта Виталий Мутко. Еще бы, ведь спорткомплекс возводился при поддержке федеральной целевой программы. В октябре 2015 года на встрече с главой министерства губернатор Липецкой области Олег Королев пообещал господину Мутко, что многофункциональный спортивный комплекс «Катящиеся камни» с ледовой ареной и бассейном будет построен к 2018 году. Похоже, министр спорта так и не дождется обещанной сдачи объекта, так как срок уже на исходе, а власти никак не определяться с подрядчиком.

Впрочем, непонятно, почему областные чиновники тянут кота за хвост. После того, как объект покинули венгры, конкурс на строительство «Катящихся камней» объявляли несколько раз и вполне удачно. Победителем торгов стало московское ООО «Мурадин», которое собиралось возобновить строительство еще до конца 2016 года. Но строительная компания не смогла зайти на объект, так как банк, давший подрядчику гарантию в размере более 500 млн рублей, лишился лицензии из-за чего чиновники не стали заключать контракт с фирмой. На сегодняшний день судьба спорткомплекса не ясна, но за ним прочно закрепился статус долгостроя.

Егор ОРЛОВ

16:20 11.07.2017