Взгляд

Первый вице-мэр Липецка

Первый заместитель главы Липецка Дмитрий Аверов: «Нам не нужен муниципальный транспорт. Нужен эффективный»

Крупнейшее муниципальное предприятие Липецка предлагается акционировать со 100% долей мэрии. Вопрос вынесен на согласование горсовета. Профильная комиссия городского парламента рассмотрит вопрос приватизации крупнейшего пассажирского перевозчика – муниципального унитарного предприятия «Липецкий пассажирский транспорт» уже в этот четверг. За перевод муниципальных предприятий к бизнес-моделям открыто выступал спикер городского парламента Игорь Тиньков. Сама же идея превращения традиционно убыточного МУП в акционерное общество в мэрии принадлежит другому выходцу из бизнес-среды, первому вице-мэру Дмитрию Аверову. О дальнейшей судьбе липецкого транспорта, а также его перспективах «ЛН» поговорили с самим автором идеи.

- Дмитрий Львович, откуда появилась такая идея?

- На уровне Правительства РФ уже несколько лет назад задана тенденция преобразования МУПов в акционерные общества или их ликвидация как малоэффективной формы управления. Однако считается, что наиболее актуальна она в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В то же время состояние муниципальных предприятий транспортной отрасли практически во всех областных центрах Черноземья вызывает вопросы. В июне этого года на грани банкротства оказался белгородский МУП «Городской пассажирский транспорт». Критичная ситуация с общественным транспортом в Воронеже потребовала вмешательства Правительства. 450 млн рублей выделит федеральный бюджет на обновление воронежского автобусного парка.

- А каково положение липецкого МУПа на транспортном рынке на сегодняшний день?

- Липецкий рынок перевозок, безусловно, конкурентный. 22 перевозчика обслуживают городские маршруты. Однако монополия у муниципального перевозчика. Он владеет долей рынка пассажирских перевозок города на уровне 40%. Доля маршрутов – более 60%. Выручка по итогам первого полугодия 2018 года составила полмиллиарда рублей.

- Может, стоит не преобразовывать, а ликвидировать, отпустить транспорт в рынок? Частники все равно смотрятся более эффективно?

- Предприятие несёт социальную нагрузку, обслуживая преимущественно низкорентабельные, но необходимые горожанам маршруты. В их числе маршруты №1 «Центральный рынок – Северный рудник», №3 «Железнодорожный вокзал – 10 Шахта», №13 «10 микрорайон – Косырёвское кладбище», №19 «пос. Заречье – пл. Климанкова», №39 «Автостанция «Сокол» - Ссёлки», №44 «Автостанция «Сокол» - Жёлтые Пески», №37 «Железнодорожный вокзал – посёлок Телецентр» и другие. Кроме того, «Липецкий пассажирский транспорт» является единственным перевозчиком, осуществляющим перевозки на всех маршрутах в ночное время. Если нам ни обслуживание нерентабельных маршрутов на окраины города, ни рейсы в ночное время не нужны – можно положиться на частников. Но не думаю, что это выгодно для горожан. Если же говорить об эффективности, то напомню, что в 2017-1018 годах «Липецкпассажиртранс» реализовал  беспрецедентную для муниципальных предприятий Черноземья инвестпрограмму. Предприятием закуплено в лизинг 60 единиц новой техники большого класса. Общая сумма контрактов превысила 600 млн рублей.

- И всё равно непонятно, почему продолжение обновления транспорта мэрия ставит в прямую зависимость от перевода МУПа в форму АО?

- Акционирование не только возможность привлечения частных инвестиций, но и единственная в сегодняшних условиях возможность продолжения обновления парка за счет кредитования. Кредитовать МУП, в отличие от АО, банки не готовы. Мы не держимся за муниципальную форму собственности. Нам не нужен муниципальный транспорт, нужен эффективный.

- Что ожидает мэрия от нового акционерного общества? Рассчитываете на дивиденды?

- Безусловно, но не сразу. Как известно, все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Сейчас этап, когда мы должны помочь предприятию превратиться в полноценную бизнес-структуру. А уже потом будем думать о том, когда оно начнёт помогать нам пополнять дефицитный бюджет.

Справка

В соответствии с Уставом, принятие решения о включении муниципального предприятия в прогнозный план приватизации находится в компетенции Липецкого городского Совета депутатов. К приватизации предлагается имущественный комплекс МУП «Липецкпассажиртранс» балансовой стоимостью 532 млн рублей. Стоимость чистых активов – 225 млн рублей. Численность работников на 1 августа составила 727 человек.

Владислав ДЕРЕВЯШКИН

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
13:15 22.08.2018