Взгляд

Последний трамвай. Как спасти от ликвидации единственный экологически чистый вид транспорта

Летом 2017 года в Липецке было ликвидировано троллейбусное сообщение. Такое решение принял бывший мэр города Сергей Иванов. Посчитав экологический транспорт убыточным и весьма затратным, он сделал ставку на развитие автобусного пассажирского парка. Однако господин Иванов клятвенно пообещал, что мэрия займётся развитием оставшегося электротранспорта – трамвая. Тем более Липецку, с его неблагополучной экологической обстановкой, это просто необходимо. Но Сергей Иванов ушёл в отставку в марте нынешнего года, и за то время не сделал практически ничего для сохранения горэлектротранспорта. Только ждал прихода мифического концессионера, который вложит в развитие трамвайного сообщения свои миллиарды. На смену Сергею Иванову пришла бизнес-лели Евгения Уваркина, до этого много лет руководившая небезызвестной ГК «ТРИО». Поначалу новый мэр активно взялась за возрождение оставшегося пассажирского электротранспорта. Москвой Липецку даже были подарены старые вагоны, которые также гремели по изношенным рельсам и готовые были рассыпаться в любую минуту, но лёд хотя бы тронулся. Между тем, как оказалась, это была разовая акция и сейчас город рискует остаться без последнего экологически чистого вида транспорта, а вместо него получить автобусы. Как спасти от ликвидации липецкие трамваи? Что по этому поводу думают эксперты? В какую сумму обойдётся реанимация трамвайного сообщения? В проблеме разбирались «Липецкие новости».

Ликвидировать, нельзя оставить?!

Вопрос по ликвидации трамвайного сообщения серьёзно встал в этом году. До сих пор кипят страсти, высказываются мнения по решению проблемы, подвергается жёсткой критике власть, обвиняемая в бездействии. Ситуация настолько критичная, что данный вопрос даже обсудили вне повестки на сессии городского парламента, где держала слова мэр Липецка Евгения Уваркина.

По словам главы города, состояние трамвайной сети близко к критичному и аварийному. Почти 30 км пути необходимо срочно ремонтировать. В сложившейся ситуации администрация Липецка предлагает три варианта решения проблемы.

Первый вариант включает в себя восстановление существующей сети с помощью старых железнодорожных рельс, модернизацию электрохозяйства и депо, а также закупку 43 трамвайных вагонов. Модернизация обойдется в 3 млрд рублей.

Второй вариант предполагает полное обновление трамвайной сети и подвижного состава по примеру европейских городов. По подсчётам экспертов на это нужно 17 млрд рублей инвестиций.

И третий вариант – убрать трамвай с улиц Липецка, заменив его 25 автобусами. На это потребуется всего 900 млн рублей.

«Мы должны определить городские  приоритеты. Это и инженерные сети, износ которых 70-80%. Это и 11 новых школ, 2,5 тысячи километров водопроводных сетей, 3 миллиона квадратных метров дорог, если мы говорим о магистральных дорогах. Если мы говорим о дворовых территориях – это в два раза больше, - пояснила свою позицию Евгения Уваркина.

Мнение народных избранников разделилось. Так, заместитель председателя горсовета Евдокия Бычкова (фракция «Справедливая Россия») поддержала градоначальницу и предложила развивать парк электробусов, ликвидировав трамвайное сообщение.

Хотя о каком развитии идёт речь – непонятно. По собственным данным, этот вид транспорта начал курсировать по улицам города зимой этого года, да и то мэрией было закуплено всего пять машин. Хотя ещё в прошлом году чиновники заявляли, что власти намерены приобрести к 2022 году до 150 электробусов. С учётом того, что одна такая машина обойдётся в 16 млн рублей вместе со всеми скидками, общая их стоимость составит 2,4 млрд, а за эти деньги, если верить подсчётам госпожи Уваркиной, как раз можно провести модернизацию.

Впрочем, большинство народных избранников не согласились с выводами мэра о ликвидации трамвайного сообщения.

«Трамвай – это независимый от загруженности улично-дорожной сети общественный транспорт. Он не стоит в пробках. Более долговечен и имеет меньшую себестоимость перевозок. Нужно понимать, что если мы ликвидируем трамвай, то больше независимого транспорта в Липецке никогда не будет. Застройка уничтожит все возможности. В настоящее время в бюджете отсутствуют средства на расширение дорог в местах прохождения трамвая и увеличение автобусного парка», - отметила депутат Людмила Яськова.

Коллегу поддержал спикер городского парламента Игорь Тиньков, он заявил, что сделать трамвай, который бы связал новые микрорайоны, НЛМК и экономическую зону – это не фантастика, а необходимость.

«Мы поймём это уже через год или два, когда будем стоять в плотных пробках. Трамвайное движение – это выделенные полосы, которые предлагают убрать, но потом будем очень тяжело восстанавливать. Необходимые средства на развитие трамвайной сети надо привлекать из бюджетов разных уровней. Обращаться в федеральный центр за программами, не исключать и концессионных соглашений. В любом случае, этим нужно серьёзно заниматься», - посчитал он.

Чехия нам в помощь

Кроме Игоря Тинькова решение данной проблемы мэру Липецка в своё время предлагали известные в области политики. Один из них, депутат регионального парламента Олег Хомутинников ещё в августе готовил письмо главе Липецка Евгении Уваркиной, в котором советовал, как без особых проблем развить в городе электротранспорт.

«Несколько лет назад в Липецке уничтожали троллейбусы, а сегодня мы рискуем потерять ещё и трамваи, которых осталось совсем мало. Я же, напротив, всегда был и остаюсь сторонником электротранспорта. Мировой опыт показывает, что для крупных городов развитие электротранспорта – отличное решение. В Липецке трамвай позволяет с лёгкостью соединять промышленные и спальные районы и эту транспортную сеть можно расширить за счёт приобретения техники и прокладки рельс в новые микрорайоны. Мои зарубежные друзья рассказали, что Чехия по смешным ценам распродаёт подвижной состав вагонов Татра Т-3. Сейчас их активно закупает Украина. Они появились в Мариуполе, Днепре, Киеве, Николаеве», - рассказал Олег Хомутинников.

По его словам, вагонам около сорока лет, но они одни из самых лучших. Например, в советское время их закупали в Краснодар, Москву, Екатеринбург, Ижевск. И везде их стараются сохранить.

«В Краснодаре и Москве, а также Нижнем Новгороде эти вагоны вообще модернизировали, и они удачно ездят дальше. В Липецк в 90-х из бывшей ГДР закупали похожую модель Татра Т-4. Единственная проблема – это разница колеи. Но! Раздвинуть тележки физически с 1435 под наши 1520 возможно, ибо Украина с б/у из Чехии это уже сделала», - считает депутат.

Он уверен, для того чтобы решить вопрос, нужно связаться с пражской мэрией и получить контакты местного муниципального перевозчика. У них есть аукционы под продажу, а о продаже вагонов Т-3 в других городах Чехии точно знает чешский Минтранс.

«Думаю, что если существенно сэкономить на закупке подвижного состава, то можно проложить несколько дополнительных трамвайных веток в новые микрорайоны», - высказал своё мнение господин Хомутинников.

По цене лома

Депутат-коммунист липецкого горсовета Николай Быковских давно борется с мэрией, которая мечтает ликвидировать последний экотранспорт в областном центре.

«На самом деле власти протянули в очередной раз время. Понятно, что в эту сферу десятилетия не вкладывали необходимое количество средств, не занимались обновлением парка, серьёзным ремонтом контактных сетей, трамвайных путей. Поэтому сегодня мы пришли к тому, к чему пришли. Никто не спорит, что трамваи – это технически сложные в эксплуатации машины, и содержание их весьма затратное. Но они актуальны для города Липецка с точки зрения экологии. Однако решение по трамваям есть, и мы о нём говорили, когда обсуждали закрытие троллейбусного сообщения. Можно закупить у наших железнодорожников рельсы по цене лома. Они в нормальном состоянии и трамваи по ним будут ходить вечно, потому что рассчитаны на другую нагрузку. Приобрести бэушные вагоны. Съездите в Новосибирск, посмотрите, как там работает трамвайное предприятие, где изношенные вагоны восстанавливают практически до идеального состояния. Всё это позволит увеличить выпуск на линию трамваев, соответственно вырастет и пассажиропоток. В итоге из убыточного предприятия МУП «Городской электротранспорт» может легко стать прибыльным. На публичных слушаниях по бюджету я заявил: если администрация города будет подводить к закрытию трамвайное сообщение, ввиду того, что она не знает, что с ним делать, нужно рассматривать вопрос о сложении полномочий мэра Липецка», - прокомментировал Николай Быковских.

Шанс доказать

Почему мэрия так усиленно сопротивляется развитию трамвайного сообщения и ратует за его закрытие, когда проблема пусть и сложно, но решаема, неизвестно. А нам лишь стоит напомнить, что ещё в конце прошлого года администрация Липецка представила список объектов, предлагаемых к концессии. Среди них значилось трамвайное депо и сопутствующая ему инфраструктура. На их базе власти рассчитывали реализовать проект скоростных трамваев. Для этого было необходимо найти инвестора, готового обновить парк трамваев, заменив их на современные скоростные, и реконструировать все городские линии. Изначально расчётная стоимость проекта составляла 10,3 млрд рублей. Однако позже бывший мэр Липецка Сергей Иванов не исключил, что ценник может «взлететь» до 15 млрд рублей. В то время по сценарию мэрии, концессионное соглашение предполагалось заключить до конца 2018 года, а уже в 2019-ом приступить к обновлению трамвайной сети. Но желающих вложить в проект миллиарды так и не нашлось. Между тем нынешнему мэру Евгении Уваркиной выпала уникальная возможность: доказать жителям города, депутатам и прежде всего себе самой, что она способна решать важные городские проблемы.

Владислав ДЕРЕВЯШКИН

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
14:25 27.11.2019