Взгляд

Председатель департамента экономического развития администрации города Липецка

Председатель департамента экономического развития Липецка Екатерина Белокопытова: «Многие из масштабных проектов будут реализованы с помощью привлечения частных инвесторов»

В последние несколько лет в экономике Липецка наблюдается положительная динамика. Среди заслуживающих внимания моментов можно назвать развитие технопарка и туризма, планы по созданию индустриальных площадок для потенциальных резидентов, строительство парковок и многое другое. Однако наряду с этим есть проблемы. Какие именно и как их решать, а также по какому пути развития идёт город, «Липецким новостям» рассказала председатель департамента экономического развития Екатерина Белокопытова.

- Екатерина Николаевна, представители малого бизнеса часто жалуются, что их всячески притесняют. А что делается в Липецке для его развития?

- Регион занимает ведущие позиции в ЦФО по эффективности программ поддержки предпринимателей. Липчане, как и жители всей области, могут использовать для своего бизнеса любые виды поддержки, плюс две муниципальные субсидии. До 300 тыс. рублей могут получить молодые люди до 30 лет и безработные граждане на открытие своего дела, также мы компенсируем затраты на получение дополнительного образования в сфере информационных технологий в размере до 100 тыс. рублей. Эта субсидия введена с 2018 года. Более того, в феврале на улице Интернациональная, 29 открыт городской Центр развития предпринимательства, который объединил основные объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и помогает предпринимателям разобраться во всех нюансах получения поддержки. На базе центра действует офис услуг «Мой бизнес», где можно получить свыше 140 услуг от 43 организаций, взаимодействующих с МФЦ «Мои документы». Здесь же работают «Общественные приёмные», где специалисты 18 профильных департаментов, институтов развития и деловых объединений города отвечают на конкретные вопросы липецких предпринимателей.  

- Не секрет, что с каждым днём бизнес уходит в тень. Почему такое происходит? Какие действия предпринимаются для того, чтобы вывести его из сумрака?

- Не соглашусь, так как общенациональная тенденция направлена все-таки в противоположную сторону. С точки зрения истории мы быстро движемся от лихих 90-х, то есть периода первоначального накопления капитала к цивилизованным нормам ведения бизнеса и жизни гражданского общества. Схемы минимизации налоговых выплат, недоимки, самозанятые граждане, которые получают доход, но вообще не платят никаких налогов – с каждым из этих негативных явлений идёт планомерная работа на всех уровнях власти. Выводу экономики из серой зоны в немалой степени способствуют цифровые технологии, которые сегодня активно внедряются в работу органов управления, вооружая их эффективными механизмами контроля. С другой стороны, многие из самозанятых граждан уже готовы легализовать свои заработки и стать добросовестными налогоплательщиками, чтобы участвовать в финансировании благоустройства и социальных направлений и иметь право требовать от власти надлежащего исполнения проектов, направленных на общее благо. Что касается департамента, мы ведем работу межведомственных комиссий по снижению недоимки в бюджет города и по легализации зарплаты.

- Вы активный борец с «серыми» зарплатами. Удается ли предпринимателей вывести на «чистую воду»? Насколько успешно ведётся работа в этом направлении?

- В сознании людей, как работников, так и работодателей постепенно происходят очень важные изменения. Почти 10 лет департамент ведёт работу комиссии по легализации зарплаты и телефон доверия – это наши инструменты в борьбе с серыми зарплатами. В первом полугодии 2018 года на комиссии побывали 123 организации, где работают около 3 тыс. человек. Всем им повысили зарплату. По телефону доверия в этом году позвонили более 20 человек, по всем обращениям проведены проверки и приняты меры. С одной стороны все больше россиян не согласны получать зарплату в конвертах, с другой – крупные компании в условиях дефицита трудовых ресурсов делают весьма конкурентоспособные предложения в белом секторе. Так, компания «Индезит» готова трудоустроить 200 неквалифицированных рабочих с зарплатой на уровне 29 тыс. рублей и полным соцпакетом. 

- В последнее время на предприятиях города растёт количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, есть и смертельные травмы. Что делает муниципалитет для снижения печальной статистики?

- За первые шесть месяцев текущего года на предприятиях города зарегистрировано 18 несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Самыми травмоопасными производствами остаются обрабатывающая промышленность и строительство. Низкий уровень работы по технике безопасности выявляется на предприятиях малого и среднего бизнеса. Мы постоянно взаимодействуем с работодателями по заключению коллективных договоров, которые защищают права работников, в том числе в случае получения травмы на производстве. В настоящее время завершена работа над созданием комиссии по охране труда. Её первое заседание состоится уже в сентябре. Комиссия будет расследовать случаи производственного травматизма, проводить проверки, заслушивать работодателей, допустивших нарушения требований техники безопасности. Чтобы не попасть в зону внимания комиссии работодателям нужно усилить контроль за соблюдением требований охраны труда при производстве работ и проведением инструктажей на рабочих местах, уделить особое внимание вопросу обучения работников и проведению специальной оценки условий труда, которую нужно успеть сделать до конца текущего года. Это элементы новой политики в сфере охраны труда, в основе которой впервые провозглашен приоритет профилактики.

- В Липецке вернулись к проекту платных парковок, который планировалось начать реализовывать еще год назад. С чем связана задержка?

- Департамент не прерывал работу над проектом, просто очередной этап в разработке документации завершился, и это привлекло внимание СМИ.  Главой города утверждены условия заключения концессионного соглашения, критерии конкурса и орган, уполномоченный его проводить. Им стал департамент экономического развития. Длительный период связан, прежде всего, со сложностью и новизной проекта. Это наш первый опыт, и все стороны заинтересованы в том, чтобы максимально учесть все тонкости. Сегодня специалисты ведомства активно разрабатывают конкурсную документацию. Есть претенденты на участие в конкурсе. Победит тот, кто предложит более конкурентоспособное решение.

- Кстати, наше информационное агентство проводило опрос на эту тему, который показал, что большинство горожан недовольны созданием платных парковок, так как это может сильно ударить по их кошельку.

- Тема резонансная, она ещё не раз будет вынесена на публичное обсуждение. Однако никто не будет спорить с тем, что центр города нуждается в современной организации движения автотранспорта. На улицах уже появляются новшества, связанные с цифровыми технологиями, благодаря которым движение становится более безопасным и экологичным. Со временем их станет больше – умные светофоры, остановки, электробусы, лёгкий трамвай. Многие из масштабных проектов в Липецке будут реализованы с помощью привлечения частных инвесторов. Платные парковки – наш первый проект, но это только один из элементов умного города, призванный разгрузить центр и повысить роль общественного транспорта, а вовсе не «ударить по кошельку липчан». По условиям соглашения концессионер за 9 месяцев должен за свой счёт создать 1650 платных парковочных мест в центре города. Срок концессии – 10 лет, первые шесть лет концессионер будет уплачивать в городскую казну 20% от своего дохода, а оставшиеся 4 года – 30%. Так что город получит решение проблемы парковок в центре и прибавку к бюджету, а через 10 лет вся сеть перейдёт в распоряжение муниципалитета.

- Давайте поговорим о липецком технопарке. В конце прошлого года отдельные резиденты расторгли контракты по прежним ценам и заключили новые, сократив арендные платежи с 290 рублей до 90, что повлекло снижение доходов на 2 млн рублей. Ведь учреждение зарабатывает исключительно на аренде площадей. Почему такое произошло? Это как-то связано с уходом прежнего руководителя МБУ «Технопарк-Липецк» Бориса Бабина?

- Результаты недавней проверки городской Счётной палаты для нас не новость. Технопарк создан на бюджетные деньги и его деятельность строго контролируются. Нарушения, в том числе названные вами, были обнаружены задолго до Счётной палаты, и планомерная работа по их устранению ведётся уже с начала года. В том числе, по поручению главы города в марте 2018 года новым директором технопарка была назначена Екатерина Демидова. Сегодня новое руководство разбирается с полученным наследством. Одни претензии контролирующих органов удалось устранить быстро, по поводу других проводится работа с исполнителями работ, в ряде случаев придётся обращаться в суд. 

Параллельно активизирована деятельность по привлечению новых резидентов. По итогам 2017 года их было 18 с общим количеством рабочих мест 152. В первом квартале этого года одна компания была исключена, но, благодаря трём новым резидентам показатель рабочих мест превысил 400, а во втором квартале в технопарк зашли еще три компании с перспективными проектами в IT-сфере и сельскохозяйственном машиностроении. В интеллектуальном активе резидентов два продукта, внесенных в Единый реестр российских программ и семь патентов на изобретения. Еще 15 разработок проходят этап поиска на патентную чистоту, а пять компаний готовят документы на регистрацию патентов. В технопарке уже есть два экспортёра и свои истории успеха. Главная задача технопарка – поддержка инновационных предпринимателей, а не заработок на аренде площадей. И сегодня технопарк идёт правильным курсом. Мы понимаем, что вложения в инновации окупятся не скоро. Мало того, прежде чем это произойдёт, будут и ошибки, и тупиковые разработки. Какие-то проекты уже сегодня закрыты, как не имеющие перспектив, но на их место приходят новые люди с новыми идеями. Таковы пути научного творчества и исследований.

- Пару лет назад в мэрии говорили о создании индустриальных парков, которые будут иметь важное преимущество перед строящимися с нуля свободными экономзонами – здесь уже есть вся необходимая инженерная инфраструктура. Речь идёт о площадях бывшего Тракторного завода, «Центролита» и ряда других предприятий. Вы не отказались от реализации проекта? Насколько он будет выгодным для города?

- Так называемые браунфилд-проекты популярны во всем мире. Вторая жизнь «убитых» промплощадок даёт новые производства товаров и услуг, налоги, рабочие места.  Кстати, проект создания технопарка из этой же серии: в 2012 году под его площадку была выделена территория бывшего ГЖУ-6. На месте станкозавода появился торговый центр – инвестор максимально использовал преимущество расположения предприятия в центре города. Мы рассматриваем площади закрывшихся предприятий, расположенных в промзоне, с точки зрения создания индустриальных парков. Но главные препятствия здесь находятся в юридическом поле. У этих площадок есть собственники, есть обязательства перед бюджетом, кредиторами, партнёрами. Город не в состоянии их выкупить, в связи с чем переговоры нередко заходят в тупик. Поэтому судьбу огромной площади бывшего ЛТЗ пока трудно предсказать. А вот на сокольском заводе проект создания индустриального парка будет более успешным.

- Весной этого года в областном центре открылся коворкинг-центр «Точка Кипения-Липецк». Насколько он популярен у бизнеса и какие вопросы там обсуждаются?

- «Точкой Кипения» можно гордиться. Ведь развитие малого и среднего бизнеса – это не только финансовая, информационная и консалтинговая поддержка. Важнейшим фактором формирования активной социальной и гражданской позиции предпринимательства являются благоприятные условия для создания профессиональных сообществ, где люди в неформальной обстановке обмениваются мнениями и опытом, вырабатывают конструктивные предложения к органам власти, знакомятся с лучшими практиками. За неполные пять месяцев с момента открытия «Точки Кипения» в мировоззрении сотен участников её мероприятий, как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса происходят позитивные изменения. Встречи предпринимателей с руководством города и области, депутатами, представителями власти федерального уровня и топ-менеджерами крупнейших компаний позволяют лучше понять друг друга и найти согласованные решения.

- Как обстоят дела с владельцами киосков, которые опасаются сноса своих объектов торговли. Консенсус найден?

- Поверьте, владельцы киосков, особенно расположенных на городских магистралях, очень хорошо понимают, что нестационарные торговые объекты должны вписываться в окружающее пространство, быть красивыми и удобными. Они не меньше органов власти заинтересованы в модернизации торговых точек. После острых дискуссий стороны пришли к решению объявить архитектурный конкурс на лучший проект нестационарного торгового объекта, причём предприниматели сами взяли на себя формирование призового фонда. Мне особенно приятно, что это решение было найдено в «Точке Кипения», где стороны находились в равных условиях и были одинаково замотивированы на решении вопроса.

- Что делается для развития туризма в Липецке?

- Лет 150 назад наш город был популярнейшим у столичной знати курортом, особенно во времена многочисленных войн, когда посещать европейские курорты было непатриотично. В СССР на Липецком курорте ежегодно поправляли свое здоровье около 50 тыс. трудящихся. Глубоко убеждена, что стратегическим направлением для привлечения туристов в наш город должен стать оздоровительный туризм, базой для которого является курорт и лечебные свойства липецкой минеральной воды. Вокруг этого стержня – множество идей и проектов по реновации Нижнего парка и Каменного Лога, строительство набережной, новых спортивных и культурных объектов, создание общественных пространств, а также развитие благоустройства и инфраструктуры гостеприимства – отелей, кафе, досуговых центров, событийного туризма и т.д. Развитию этого процесса будут способствовать масштабные проекты РЖД по увеличению поездов, проходящих через Липецк в сочинском направлении. Более того, иногородние туристы, останавливаясь в Липецке, могли бы осмотреть достопримечательности всего региона – от храмов Ельца и Задонска до усадьбы Полибино, Воргольских скал и сафари-парка на Кудыкиной горе. У нас есть что показать, причём, на любой вкус, возраст и достаток. Не хватает красивой «упаковки» в виде информационных центров, удобной логистики и прочих стандартных элементов туристического маркетинга. И ещё одно очень важное обстоятельство – без активного участия бизнеса эти проекты так и останутся проектами.

- Каким вам видится дальнейшее экономическое развитие областного центра?

Вижу Липецк прежде всего «умным», зелёным и чистым городом, в котором комфортно жить, работать и вести бизнес.  Эти цели заложены в стратегии развития города до 2035 года. В разработке концепции «Умный город Липецк» участвуют шесть рабочих групп, которые объединяют ведущих специалистов по ключевым направлениям проекта, таким как экология, безопасность, транспорт, образование, ЖКХ и управление. Вопрос внедрения цифровых технологий в эти сферы станет приоритетным в работе II регионального IT-форума, который состоится 4 октября на базе Липецкого государственного технического университета. С удовольствием приглашаю всех неравнодушных липчан вместе создавать будущее нашего города.

Владислав ДЕРЕВЯШКИН

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
16:37 31.08.2018