Взгляд

Начальник Управления инновационной и промышленной политики Липецкой области

Председатель правления Липецкой областной ассоциации промышленных предприятий Владимир Лаврентьев: «Кризис влияет на кого-то положительно, на кого-то отрицательно»

Про то, как экономический кризис сказался на промышленных предприятиях Липецкой области, кто от него выиграл, кто пострадал, и про хоть и слабый, но свет в конце туннеля рассказал «Абирегу» председатель правления Липецкой областной ассоциации промышленных предприятий Владимир Лаврентьев.

– Кризис влияет на промышленные предприятия, которые входят в вашу ассоциацию?

– Влияет, конечно. Но по-разному. На кого-то положительно, на кого-то отрицательно. Самый серьезный недостаток работы в условиях кризиса, если судить по предприятиям, которые входят в нашу ассоциацию, это снижение доли инвестиционных средств. Инвестиций в развитие предприятий сегодня вкладывается меньше, чем до кризиса, просто потому, что у многих их нет. Кому-то не хватает инвестиционных средств просто на «оборотку». Если бы им дали сегодня хотя бы 1 млрд рублей, они получили бы заказов на 5 млрд. Но собственных средств не хватает, а кредитные средства на «оборотку» – это слишком дорого. Если у них рентабельность всего, может быть, 10-12-15%, то взять кредит под 15% годовых значит заведомо получить убытки.

– А на кого кризис влияет положительно?

– Если говорить о тех, кто входит в нашу ассоциацию, это прежде всего те промышленные предприятия, которые в большей степени работают на военно-промышленный комплекс или на сельское хозяйство. Они уверенно сегодня себя чувствуют. Например, Грязинский культиваторный завод. У него за время кризиса объемы производства выросли. Эти предприятия вкладывают инвестиции в модернизацию и в техническое перевооружение. Они задействуют как собственные средства, так и господдержку. В основном кризис влияет положительно на тех, кто вошел в госреестр импортозамещающих предприятий.

– Вообще, как вам кажется, дела идут все хуже и хуже или лучше, чем в начале кризиса?

– Я думаю, самым тяжелым был 2015 год. В этом году я вижу, что экономика все-таки поднимается. По крайней мере я могу сказать, что обрабатывающая промышленность, в том числе машиностроение, сегодня начинает поднимать голову. Конечно, это едва уловимое движение вверх. Но промпредприятия стали получать больше заказов, и у них появилась какая-то перспектива развития.

– Во время кризиса вышел закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Он как-то помогает, если так можно сказать, бороться с кризисом?

– Нам уже давно нужен этот закон. И вышел он поздновато. У нас в Липецкой области такой закон появился в 2001 году, и вот, наконец, почти 15 лет спустя вышел федеральный закон. Он дал единое понимание, кто что должен делать, что такое индустриальный парк, что такое технопарк, особая экономическая зона, что такое промышленный кластер. Это, на мой взгляд, очень мудрое решение правительства и государства. Теперь для наших промышленников задача номер один – вписаться в этот закон и в те программы, которые предусмотрены в соответствии с этим законом. И чем быстрее мы это сделаем, тем раньше начнем получать господдержку на развитие промышленности.

– Какие-то предприятия уже почувствовали преимущества этого закона?

– Да, например, завод «Генборг», который уже в этом году должен начать производство электродвигателей в Усмани. Он получил поддержку Сбербанка. Мы обращались к Грефу, он нас услышал, и банк поддержал этот проект. На строительство «Генборга» также выделил 330 млн рублей под 5% годовых Фонд развития промышленности.

– Господдержка в кризис увеличилась или тоже сократилась?

– Конечно, сократилась. Ведь кризис коснулся всего, в том числе и финансовой поддержки со стороны государства. Мы, откровенно говоря, рассчитывали на большее. На сколько процентов она сократилась, я пока не считал, но я думаю, что в зависимости от региона процентов на 25-30. Другое дело, что появились новые программы. Заработал Фонд развития промышленности. Есть программа развития станкостроения, куда мы стремимся войти.

– Что, кстати, с нашим станкопромом?

– У нас в области сегодня зарегистрировано четыре станкостроительных предприятия. Это ЗАО «ЛССП», Станкостроительный завод «Возрождение», ПАО «СТП – Липецкое станкотроительное предприятие» и ООО «ИНТЕРМАШ». ПАО «СТП – Липецкое станкотроительное предприятие» – это совместное предприятие ЗАО «ЛССП» и ОАО «Станкопром». «ИНТЕРМАШ» будет производить обрабатывающие центры. И мы надеемся, что эта компания получит на развитие поддержку государства около 1 млрд рублей в течение пяти лет. «ИНТЕРМАШ», может быть, даже в ближайшее время создаст еще одно предприятие по производству станков совместно со своими болгарскими или немецкими коллегами. Это СП тоже могло бы получить господдержку.

– Я слышал, что и «Генборг» планирует создать СП вместе со шведами.

– Да, «Генборг» создает совместное предприятие со шведской компанией IBAG Switzerland AG. В свое время мы говорили, что создали компанию «ЭНИМАШ». Там планировали использовать технологию компании IBAG в производстве высокоскоростных электрошпинделей на 30-40 тыс. оборотов в минуту. Но мы создали это предприятие на базе технического университета и, надо прямо сказать, немножко поспешили. Более разумно на сегодняшний день создать такое предприятие на площадке «Генборга» совместно с IBAG Switzerland AG. Оно сейчас находится в стадии создания и называется «IBAG-МАШ». Я думаю, что в ближайшее время его зарегистрируют.

– Я знаю, что на некоторых предприятиях региона кризис заставил руководство пойти на сокращение штатов. У вас в ассоциации есть такая тема или нет?

– Конечно, есть. Иначе не выживешь. Все почти минимизируют свои затраты, в том числе путем сокращения кадров. В особенности это коснулось сегодня тех предприятий нашей ассоциации, которые относятся к стройиндустрии, – Липецкого силикатного завода, Липецкого завода изделий домостроения, Домостроительного комбината. Спрос на жилье уменьшился, люди стали меньше покупать жилье, и производство, например, газосиликатного кирпича сократилось. «Платон» еще, откровенно говоря, повлиял также отрицательно. Сегодня доставлять наш газосиликат в Москву стало накладно. Вообще, сегодня предприятия стройиндустрии работают по два-три дня в неделю.

Виктор УНРАУ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
18:37 01.07.2016