Взгляд

«Шлаковый кошмар»: кто в Липецке строит бизнес на здоровье липчан?

В Липецке не первый год бушуют страсти относительно деятельности некоторых предприятий, которые организовали производство переработки шлака прямо рядом с жилыми домами в районе ЛТЗ. Местные жители жаловались на предпринимателей в полицию. Однако правоохранители со своей стороны нарушений действующего законодательства не нашли. Между тем главный полицейский региона Михаил Молоканов попросил депутатов горсовета разобраться с вопросами, связанными с соблюдением баланса интересов проживающих там людей и самих бизнесменов. Получится ли у народных избранников решить вопрос, который годами не могут разрешить ни правоохранительные, ни надзорные органы?

Речь идет о размещении промышленных предприятий, прилегающие к улицам 3-е Сентября, 1-я Воронежская и Чехова.

«Мы все понимаем, что Тракторный – городская окраина и до нас нет никакого дела полиции и властям. Но так больше жить мы не можем. Люди задыхаются от пыли, глохнут от шума, а грузовики разбили не только все местные дороги, уже дома начинают трещать по швам. Нас лишили права на спокойную жизнь», - жалуются жители.

Чтобы разобраться в ситуации депутаты выехали на место. Как рассказали «ЛН» в горсовете, на одном из участков в нескольких метрах от жилого дома были обнаружены навалы отработанного шлака, на другом, тоже рядом с жильем, само производство по переработке шлака и продукцию, а также мусорную свалку. Кто использует эту промышленную зону, а самое главное, законно ли?

«В промзоне есть участки, где эту деятельность ведут законно. И есть, где их используют не по целевому назначению. А на двух самовольно захваченных участках, государственная собственность на которых не разграничена, была выявлена незаконная переработка шлака», - рассказала начальник управления административно-технического контроля мэрии Ирина Суздальцева.

Между тем, по словам представителя прокуратуры Светланы Боровковой, борьба с предприятиями по шлакопереработке длится с 2014 года. Ведомству даже удалось прекратить деятельность трех организаций, доказав, что технологии по переработке шлака нарушают экологические требования. Но на их место пришли другие предприниматели.

«Сегодня для такого бизнеса существуют лазейки в законодательстве. Если мы хотим убрать шлак от жилых домов, то надо внести изменения в Правила землепользования, которые запретят этот вид деятельности на близлежащих участках, - прокомментировала начальник областного управления экологии Елена Бадулина.

Также жители этих улиц жалуются на большегрузы. Машины едут целый день, не снижая скорости, а шлак везут не прикрытым. Пыли становится еще больше. О том, что для снижения транспортной нагрузки здесь нужно построить новый участок дороги в объезд улиц Чехова и Воронежская, прокуроры уже не раз говорили, в том числе и главе города.

Один из вариантов решения проблемы жителей этих улиц относительно большегрузов народные избранники пока увидели строительство объездной дороги или переселение граждан в другой район.

Кроме того, депутаты обещали подумать о поддержке предложений экологов и природоохранной прокуратуры выйти с инициативой в Госдуму приравнять шлак к отходам производства. Сейчас он считается продукцией, и его вывозят с территории производства. Ну а пока жителям забытой властями городской окраины придется существовать в адских условиях, благодаря несовершенству законодательства и обнаглевшему бизнесу.

Сами жители уже ни кому не верят. Несколько раз здесь были экологи, проводили замеры и обнаружили превышение ПДК по пыли в 2-3,5 раза. Не трудно представить, какой вред это наносит окружающей среде и здоровью людей. Уже не говоря о том, что жить в разрушающихся домах просто опасно. Но дело не двигалось с мертвой точки.

«Самое ценное – скраб. Его отделяют и перепродают, а мелким щебнем отсыпают дороги или используют в строительстве. Все, что остается, зачастую просто вывозят в лес, отравляя не только воздух, но и землю. Такой бизнес приносит своим владельцам миллионные доходы.

«Нам сказали, что один тонар скраба стоит около 1,7 млн рублей, а в сутки их здесь проходит до 20. Как вы думаете, когда на кону такие деньги, будут они с нами считаться?», - негодуют жители.

Люди пишут в разные инстанции, но толку пока никакого – шлакопереработки закрывают, а через какое-то время они открываются вновь – уже под другими названиями. Поймать «монстра» за хвост удалось в 2014 году. Тогда природоохранная прокуратура провела ряд проверок и установила организации, которые занимаются сортировкой шлака.

Как пишет АиФ-Липецк», таких незаконных предприятий было три. Это московское ООО «ГазСвязьЭнергоСтрой» и две местных фирмы «Империя» и «СтройУниверсалМонтаж». Природоохранная прокуратура привлекла их к административной ответственности и через суд добилась, чтобы их деятельность запретили.

«Несмотря на это от жителей продолжали поступать жалобы. Поэтому в мае-июне этого года мы организовали дополнительные проверки, чтобы выявить все фирмы и частные лица, занимающиеся подобными делами. Вопросов много, в том числе и к городской власти. Например, кто и зачем выделял предпринимателям эту землю, почему она используется не по назначению», - комментировал изданию липецкий межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Чурсин.

В администрации уверяют, что разрешение на шлакопереработку в этом месте никто не давал, а землю предоставляли совсем под другие цели. Когда-то давно предприниматели обещали построить там склады, потом – теплицы и экспериментальный цех. Но видимо, эксперимент не удался.

А вот что заявлял летом нынешнего года бывший вице-мэр Андрей Шорстов:

«Мы всегда стараемся поддерживать бизнес, но его деятельность не должна вступать в противоречие с законом. Поэтому мы вынуждены принять самые решительные меры. В ближайшее время шлакоперерабатывающее производство проверит межведомственная комиссия. А департамент дорожного хозяйства и благоустройства вместе с ГИБДД рассмотрит возможность установки на этом участке дороги знаков, ограничивающих максимальную скорость движения и допустимую нагрузку».

Но ближайшее время не настало ни для самих жителей Тракторного, ни для господина Шорстова, который в августе 2017 года покинул ряды городской администрации.

«Почему этого не сделали раньше? Ведь движение здесь просто ужасное. Дорогу переходить страшно: ни «зебры», ни светофора, машины со шлаком несутся с бешеной скоростью, а у многих дети», - недоумевают люди.

Вопросов в этом деле, действительно, много. Когда же последуют ответы? А главное: кто и когда избавит жителей и без того экологически неблагополучного района от «шлакового кошмара»?

Владислав ДЕРЕВЯШКИН

11:57 31.10.2017