Взгляд

Умирающая окраина. Липецкие власти бросили на произвол судьбы целый район?

Недавно у спикера горсовета Игоря Тинькова состоялся личный приём граждан. На нём обсуждались проблемы жителей городских окраин, в частности посёлка ЛТЗ. Люди жаловались на отсутствие благоустройства, огромное количество мусора, разбитые дороги. По словам горожан, об одном из самых старейших районов города власти будто забыли. Между тем, когда посёлок только образовывался, каждый третий липчанин жил здесь. Тут был лучший дворец культуры, школа, стадион, кинотеатр, парк. Сейчас всё это умерло. «Липецкие новости» решили посетить район Тракторостроителей и увидеть, как на самом деле обстоят дела.

Убитые дороги

Итак, начнем с главного – благоустройства. Именно этим гордится мэр Липецка Сергей Иванов, благодаря чему и занимает высокие места в рейтингах. Но борьба с одуванчиками и опиловка деревьев, с которой легко справится любой ЖЭК – одно дело, и совсем другое – реальное благоустройство. Взять хотя бы дороги, которые на Тракторном оказались просто ужасны. А между тем, мэрия Липецка второй год подряд тратить по 1 млрд рублей на капитальный ремонт и строительство магистралей. Вот только посёлку, в котором проживают несколько десятков тысяч человек, на эти цели так и не выделили ни копейки федеральных денег. Львиная доля ушла на центр города и спальные районы. Оставшиеся «копейки» бросили на другие городские окраины. Впрочем, в 2017 году ЛТЗ фигурировал в списке объектов дорожных работ. Однако не сам посёлок. Упоминалось только кольцевое движение в границах НЛМК и Тракторного, которое и благоустроили. Впрочем, от ремонта данного участка жителям оказалось ни горячо, ни холодно. Ведь дороги посёлка как были убитые, так и остались.

«Я не припомню, чтобы дороги на Тракторном капитально ремонтировали. Так, положат кое-как асфальт, приедет комиссия, проверит, покивает головами и уедет, а на следующий год дорожной полотно опять выглядит ужасно. Мелкий ямочный ремонт – это сколько угодно, но через 2-3 месяца ямы почему-то становятся ещё шире и глубже. Я понимаю, что тратиться на забытую богом окраину властям не досуг – все равно высокопоставленные гости через нас не ездят, но это не даёт им права так на нас забивать, мы же тоже относимся к городу, к тому же платим налоги», - недоумевают жители ЛТЗ.

Дороги на Тракторном действительно страшные, если не сказать больше. На проезжей части по улице Жуковского (считается центральной улицей района – протяжённость порядка 1,5 км) асфальт уложен более-менее ровно, но опять же местами. А вот пешеходную часть, похоже, не ремонтировали с 1940-х годов, когда собственно и был основан посёлок. Широкие трещины, ямы из которых проглядывает старый щебень – запросто можно подвернуть, а то и вовсе сломать ногу. По улице Краснознамённой (проходит параллельно Жуковского и имеет практически такую же протяжённость) качеством асфальта может похвастать разве только проезжая часть, хотя безупречным дорожное полотно здесь не назовёшь. Отдельный разговор опять же по пешеходным дорожкам. На одной стороне они вообще отсутствуют, зато на другой идти одно «удовольствие» - дороги чем-то напоминают местность с небольшими валунами или накатывающими на берег морскими волнами.

По словам жителей, в посёлке есть улицы, на которые страшно ступить не только пешеходу, но и внедорожнику. Многие дороги, пешеходные переходы, как впрочем, и внутридомовые проезды выглядят так, как после бомбёжки – это участки улиц Ильича, Чехова, Воронежской и 3-го Сентября, а также многочисленный частный сектор, где нормального дорожного полотна жители не видели целые десятилетия.

Пустые глазницы окон

В Липецке активно застраивают Юго-запад, преображается центр города с его капремонтами и вентилируемыми фасадами. Застройка ведётся даже на периферийных районах, одним словом – всё для людей, но только не для жителей ЛТЗ. Кто-то из знающих чиновников может, конечно, возразить: «Мол, в 2013 году мы отгрохали несколько многоэтажных домов по улице Огнева». Однако стоит пояснить, что это жильё строилось по большей части для переселенцев из аварийных домов, а это самые дешёвые панельные коробки, и с современным, а главное комфортным жильём, которое сейчас возводится в различных ЖК для горожан с «пузатым» кошельком имеют мало общего. Да и построены некоторые дома на месте бараков времен 40-50 годов, жильцы которых периодически жаловали на залитые подвалы благодаря грунтовым водам.

Конечно, хорошо, что хоть коробки поставили, немногим обновив умирающий район. Но если посмотреть на картину в целом – это просто капля в море. Не ошибусь, если скажу, что 70-80% домов нуждается в срочном капитальном ремонте. Но капитальный ремонт только сниться. Для доброй половины жилого фонда района он наступит лишь в 2030-х годах.

«Наши дома держаться на одном «честном слове». Залитые грунтовой водой подвалы разрушают фундамент, образуются трещины, зимой стены угловых квартир покрывает черная плесень из-за плохо промазанных швов, вследствие чего они промерзают, система отопления в домах оставляет желать лучшего. А система водоотведения? Мы покупаем воду в магазинах, потому что из крана идёт отвратительная вода с запахом хлорки и привкусом железа», - сетуют жильцы посёлка.

Любопытна картина и с брошенными зданиями. Такого количества как на Тракторном нет, пожалуй, нигде в городе. И в этом «Липецкие новости» убедились сами. По улице 6-й Гвардейской Дивизии, откуда в свое время была переселена чуть ли не половина жителей (остальная живёт в двухэтажных бараках и никак не дождётся своего звёздного часа на переселение в более благоустроенное жильё) тракторозаводчат пугают пустые глазницы домов, которые власти никак не решаться снести. Впрочем, как «ЛН» рассказали местные, редко на посёлке найдётся улица, где нет заброшенного дома. В лидерах негласного рейтинга жителей ЛТЗ числятся улицы Ленинградская, 3-е сентября, Волгоградская и Студенческая. Обилие не снесённых домов чем-то напоминает покинутый город Припять в Киевской области. Сюда часто наведываются сталкеры. Впрочем, не только они. Это место давно стало рассадником бомжей и наркоманов, поэтому в тёмное время суток добропорядочные граждане не рискуют лишний раз идти по этим улицам, чтобы сократить путь к себе домой.

«Никто не забывал про периферию. Одно из направлений работы – реновация жилой застройки городских окраин. Так, в районах, ограниченных улицами Ильича – Студенческая – Волгоградская – Ленинградская (Тракторный), площадями Константиновой, Заводской и улицами Ушинского, Северная (Сокол), планируют возвести более 62 тыс. кв. метров жилья, разместить детский сад. На участке, ограниченном улицами Краснознаменной, Жуковского, Коммунистической, Юбилейной с общей площадью жилья 135,4 тыс. квадратных метров предполагается построить детский сад, объекты соцкультбыта и три многоэтажных стоянки», - прокомментировали в администрации Липецка.

Раздолье для сталкеров

Однако забытые городскими властями некогда жилые здания ещё полбеды – в районе так же много покинутых производственных объектов. В частности стоит сказать о площадях бывшего Липецкого тракторного завода, располагающиеся по улицам Краснозаводская и 3-е сентября. Первый многоэтажный гигант был брошен в 90-х годах. Ранее там располагались кабинеты для инженерно-технических работников ЛТЗ. Тут занимались инновационными разработками, создавая новые модели тракторов. Второе здание размером с 9-этажный дом – механосборочный цех, который был построен еще в 80-х, но так и не был использован по назначению. А именно здесь планировалось собирать сельхозтехнику, не уступающую западным производителям. Но в связи с развалом Советского Союза и полным крахом машиностроительной отрасли у новых владельцев Тракторного завода не нашлось денег на дальнейшую реализацию проекта и развитие предприятия.

Про любимые объекты сталкеров, которые просто не вылезают отсюда, власти вспомнили спустя четверть века. В 2017 году в мэрии заговорили о создании частного индустриального парка за счёт неиспользованных площадей бывшего Тракторного завода. Предполагалось, что первыми резидентами станут компании, располагающиеся в «Технопарк-Липецк», которые довели или доведут свои инновационные продукты до стадии серийного производства. Однако воз и ныне там – заброшенная промзона простаивает, а резиденты выпускают свою продукцию на других производственных площадках.

Шлаковый кошмар

Отдельно заслуживает внимания экология. В Липецке не первый год бушуют страсти относительно деятельности некоторых компаний, которые организовали производство переработки шлака прямо рядом с жилыми домами в районе ЛТЗ. Речь идёт о размещении промышленных предприятий, прилегающих к улицам 3-е Сентября, 1-я Воронежская и Чехова. Местные жители жаловались на предпринимателей в полицию. Однако правоохранители со своей стороны нарушений действующего законодательства не нашли. Между тем главный полицейский региона Михаил Молоканов попросил чиновников и депутатов разобраться с вопросами, связанными с соблюдением баланса интересов проживающих там людей и самих бизнесменов.

Чтобы разобраться в ситуации депутаты выехали на место. Как сообщали ранее «ЛН», на одном из участков в нескольких метрах от жилого дома были обнаружены навалы отработанного шлака, на другом, тоже рядом с жильём, само производство по переработке шлака и продукцию, а также мусорную свалку. Кто использует эту промышленную зону, а самое главное, законно ли?

«В промзоне есть участки, где эту деятельность ведут законно. И есть, где их используют не по целевому назначению. А на двух самовольно захваченных участках, государственная собственность на которых не разграничена, была выявлена незаконная переработка шлака», - говорила тогда «ЛН» начальник управления административно-технического контроля мэрии Ирина Суздальцева.

Между тем, по словам представителя прокуратуры Светланы Боровковой, борьба с предприятиями по шлакопереработке длится с 2014 года. Ведомству даже удалось прекратить деятельность трёх организаций, доказав, что технологии по переработке шлака нарушают экологические требования. Но на их место пришли другие предприниматели.

«Сегодня для такого бизнеса существуют лазейки в законодательстве. Если мы хотим убрать шлак от жилых домов, то надо внести изменения в Правила землепользования, которые запретят этот вид деятельности на близлежащих участках, - комментировала ранее начальник областного управления экологии Елена Бадулина.

Также жители этих улиц жалуются на большегрузы. Машины едут целый день, не снижая скорости, а шлак везут не прикрытым. Пыли становится ещё больше. О том, что для снижения транспортной нагрузки здесь нужно построить новый участок дороги в объезд улиц Чехова и Воронежская, прокуроры уже не раз говорили, в том числе и депутатам, и главе города.

Депутаты обещали подумать о поддержке предложений экологов и природоохранной прокуратуры, выйдя с инициативой в Госдуму и приравнять шлак к отходам производства.

Сами жители уже никому не верят. Несколько раз здесь были экологи, проводили замеры и обнаружили превышение ПДК по пыли в 2-3,5 раза. Не трудно представить, какой вред это наносит окружающей среде и здоровью людей.

Что касается чиновников мэрии, то ещё весной 2018 года горадминистрация отрапортовала, что разберётся с завалами шлака рядом с жилой зоной Тракторного завода до конца мая. Однако дело до сих пор не сдвинулось с мёртвой точки.

Владислав ДЕРЕВЯШКИН

12:02 18.09.2018

Комментарии

Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.