Взгляд

Жизнь без троллейбусов: транспортная реформа может зайти в тупик?

В середине августа власти города окончательно поставили крест на троллейбусах и списали в утиль. Их место заменили новенькие «ЛиАЗы», которые мэрия купила в лизинг за 154 млн рублей. Однако закрытие троллейбусного парка может аукнуться липецким властям. К недовольству горожан добавились и ряд проблем, связанных с «комфортабельными» автобусами.

Идея нашла героя

Разговоры о закрытии троллейбусного парка ходили еще при прежнем мэре Липецка Михаиле Гулевском. Однако бывший глава города хоть и допускал такие мысли, но все же понимал, что отмена троллейбусного движения может не только ухудшить экологическую ситуацию в областном центре, но и привести к излишним тратам. Следовательно, троллейбусный парк нужно модернизировать. А вот новый мэр Сергей Иванов, который сразу принялся претворять в жизнь разные, и порой, сомнительные идеи, решил действовать по-другому. Почему главе Липецка, приехавшего руководить городом из Тербунов, так не пришлись по душе местные троллейбусы? Может потому, что в его родном райцентре их нет? Сказать трудно. Но воплощение идеи обновления муниципального общественного транспорта, которую вынашивали годами, почему-то началась именно с безобидных, с точки зрения экологии, троллейбусов. Причем власть пошла не по пути модернизации, как хотела изначально, а уничтожения.

Нашли крайнего

Точка отсчета – апрель 2016 года. Именно тогда департамент транспорта, дорог и благоустройства Липецка по указку Сергея Иванова досконально изучил варианты обновления парка городского пассажирского транспорта и оптимизации расходов без вложения дополнительных бюджетных средств. Проанализировав перевозки автобусом, трамваем и троллейбусом, специалисты сделали заключение, что последний вид подвижного состава является наиболее убыточным. Конечно, в салонах троллейбусов пассажиры не набивались как селедки в бочке. Но незначительный пассажиропоток отмечался и на других видах транспорта – зачастую полупустыми ходили трамваи и автобусы.

Также специалисты дептранса выяснили, что 96,6% троллейбусов в Липецке имеют сверхнормативный срок эксплуатации. За последние пять лет их количество на улицах города сократилось в 4,2 раза – с 88 единиц до 21 – притом, что существующая сеть рассчитана на 100 троллейбусов. По словам чиновников, троллейбус хуже приспособлен к условиям современного города. Он более чем другие виды транспорта чувствителен к состоянию дорожного покрытия, и при необходимости объехать поврежденный участок дороги водителю приходится значительно снижать скорость (до 5 км/ч). Троллейбус не может отклониться от контактной сети более чем на 4,5 метра, что иногда приводит к затруднениям при объезде ее повреждений и дорожных заторов. Также троллейбусы могут и сами стать причиной задержек движения, создавая «пробки» из автомобилей с работающими двигателями.

Аргументы и факты

Конечно, с такими аргументами трудно поспорить. Даже если противопоставить такой немаловажный фактор как экология, перевес будет значительным. Но есть одно но… За то время, прошедшее с момента покупки мэрией последних троллейбусов, в других городах начали применять технологию работы на автономном ходу. Она позволяет значительно расширять маршрутную сеть без прокладки контактно-кабельных сетей и одновременно повышать эффективность использования действующей сети. Вот как раз такие машины лишены вышеперечисленных недостатков. Только власти об этом не подумали или не захотели. Мало того, что когда мэрией проводился опрос липчан, относительно судьбы «рогатых», этот вариант даже не учитывался.

В итоге троллейбусный парк было решено продать. Его оценили в 185 млн рублей, а на вырученные средства думали приобрести новые автобусы.

Горожане встали на дыбы. Даже составили петицию в адрес президента страны Владимира Путина.

«Липецкий троллейбус – это исторически и экологически важная составляющая города. Население страдает от выхлопных газов автомобилей, муниципального транспорта и маршруток. Липчане были против этого, но за них все решили», говорится в петиции, размещенной на краудфандинговой платформе Сhange.org.

Против этой идеи также высказались члены общественного совета при председателе городского парламента. По их мнению, троллейбусный парк надо не закрывать, а менять и развивать. Новые модели потребляют меньше электричества, имеют запас автономного хода и не вредят окружающей среде. Но внимать к здравому смыслу у липецких чиновников, видимо, не заложено от природы и все прошло впустую.

О чем умолчали чиновники?

Не согласен с идеей уничтожения экологического транспорта оказался депутат горсовета Николай Быковских. Один из тех, кто боролся до самого конца против ликвидации троллейбусного движения.

«Будучи депутатом горсовета, я год боролся за сохранение троллейбусов. Администрация Липецка не слышит и не воспринимает доводов о необходимости сохранения троллейбусного сообщения», - комментировал ранее «ЛН» Николай Быковских.

По его словам, «данное решение высосано из пальца. Подвижной состав изношен, но это проблема не троллейбусов как вида транспорта. У нас износ и автобусов почти 100%, столько же и трамваев. Только об этом никто не говорит».

Казалось бы, возразить нечего, но чиновники вновь нашли, за что зацепиться, с целью сдать троллейбусы в утиль. В частности рьяно обсуждался вопрос убыточности этого транспорта, от которого уж очень сильно страдает МУП «Липецкпассажиртранс».

«Троллейбусы в их нынешнем состоянии ежегодно приносят по 70 млн рублей чистого убытка. Если оставить все как есть, то МУП «Липецкпассажиртранс» просто обанкротится. На обновление парка требуется около 400 млн рублей, взять которые просто негде. При этом расчеты показывают, что в случае отказа от троллейбусов предприятие через 2-3 года должно выйти в плюс», - говорил на одном из совещаний вице-мэр Липецка Дмитрий Аверов.

Комфорт оказался сомнительным

Что же произошло дальше. Оказалось, пресловутый троллейбусный парк, который мэрия планировала загнать за 185 млн рублей, оказался никому не нежен. Оно и понятно, кто позарится на старье? Но деньги все же нашли. Правда не 400 млн рублей, а почти половину от той суммы, которая изначально требовалась на обновление подвижного состава. Однако власти не пустили их на модернизацию троллейбусов, хотя и могли в два этапа обновить весь подвижной состав, а приобрели автобусы, взяв их в лизинг.

Впрочем, вышедшие на линию автобусы не поразили липчан. Наоборот, возмущений было хоть отбавляй. В частности горожане оказались недовольны, что новые машины крайне неудобны. Конечно, никто не рассчитывал на сиденья с регулировкой спинки кресла или наличие в салоне кондиционера. Речь в первую очередь шла о мизерном количестве сидячих мест. Так, в середине салоне два потенциальных места оказались просто «глухими».

«Эти места, которые всегда были предназначены для пассажиров с детьми и инвалидов переделаны под багаж. Часть задних сидений, находится вообще на такой верхотуре, что обычный человек с трудом туда заберется, не говоря уже о пожилых людях. Плюс салон очень маленький. В такой автобус и половина пассажиров не влезет, если сравнивать с вместительным троллейбусом», - уверяют пассажиры.  

А вот любопытный факт, который стал известен «ЛН» от самих чиновников дептранса относительно новых автобусов. Не успели машины, поступившие в областной центр по программе обновления городского транспорта, поездить по городу, как сразу были обнаружены массовые поломки. Причем почти половина автобусов оказались в ремонте, и им срочно пришлось искать замену. Водители жаловались на многочисленные заводские проблемы. У машин барахлят и электроника, и двигатели, и гидравлический усилитель руля.

Впрочем, чиновников сей факт не смутил. Автобусный парк будет пополняться и дальше. Мэр города заявил, что до конца года администрация Липецка планирует закупить еще 40 автобусов. Приблизительная сумма контракта составит не менее 280 млн рублей. Вот только непонятно какими машинами. Хочется надеяться, что такое решение будет оправданным и транспортная система не зайдет в тупик.

Егор ОРЛОВ

18:27 25.08.2017