В Липецке депутаты поспорили из-за налога на воздух
Липецкая область по уровню загрязнения занимает второе место в России после Кемеровской области...
Сегодня в Липецком областном Совете развернулась бурная дискуссия из-за поправок к российскому закону «Об охране атмосферного воздуха», которые предлагает областное управление экологии и природных ресурсов.
Законопроект защищал начальник этого управления Василий Соколов. По его словам, в связи с интенсивным развитием промышлнености и транспорта потребление атмосферного воздуха существенно увеличилось. Для производственных нужд используются кислород, азот, аргон, гелий и иные компоненты воздуха. Ежегодно во время сжигания различных видов энергоносителей промышленными предприятиями расходуется около 1,5 млрд. тонн кислорода. А все население России ежегодно потребляет только 40 миллионов тонн.
А вместо кислорода заводы выбрасывают в атмосферу диоксид и оксид углерода. По словам Василия Соколова, для диоксида углерода в России не установлена предельно допустимая концентрация, а потому он не внесен в список загрязняющих веществ. Это приводит к тому, что предприятия не вносят диоксид углерода в платежки за природопользование.
Кислород, затраченный на оксиление СО, также не учитывается ни в одном нормативе, ни в платежках за негативное воздействие на окружающую среду.
И для того, чтобы стимулировать предприятия к внедрению экологичных технологий, необходимо ввести налог на воздух.
Напомним, что ранее, во время обсуждения законопроекта на комиссии в областном Совете, управление объясняло свою позицию на примере НЛМК. Сегодня Василий Соколов старался, чтобы эта аббревиатура не слетала с его уст.
Но эмоциональный спор все-равно начался. Депутат облсовета Виктор Хрипунков усомнился в компетентости авторов законопроекта: «Основное количество выбрасываемого НЛМК углекислого газа образуется не за счет потребления кислорода из воздуха, а получается в процессе восстановления оксиленного металлургического железорудного сырья. И получается, какие налоги на воздух не вводи, это не позволит кардинально снизить потребление кислорода и образование дисокисда углерода».
Он назвал эти поправки «шпилькой» руководству Новолипецкого комбината. «Давайте теперь введем налог на пересечение проходной комбината, - предложил Хрипунков. - Чтобы не развивать ничего другого, чтобы не было больше проблем с диверсификацией промышленности, с малым бизнесом, с наполнением бюджета».
Хрипунков отметил, что в 2009 году вся плата НЛМК за природопользование составила около 40 миллионов рублей, тогда как на внедрение природоохранных мероприятий НЛМК направил около 4 млрд руб. «НЛМК и без всякого стимулирования со стороны власти модернизирует производство, снижает влияние на окружающую среду», - отметил Виктор Хрипунков.
Он напомнил, что благодаря программе техперевооружения НЛМК, влияние комбината на атмосферный воздух за последние 10 лет снизилось на 22%. В результате, с 2005 года Липецк исключен из списка российских городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
И тут начальник областного управления экологии и природных ресурсов не сдержался, и вывалил свои припасенные козыри: он поблагодарил металлургов за их инвестиции в экологию, но тут же отметил, что НЛМК по-прежнему остается основным загрязниетелм воздуха, а Липецк, по последним данным, опять вошел в число городов с высоким загрязнением атомсферного воздуха. «Кроме того, Липецкая область по уровню загрязнения занимает второе место в России после Кемеровской области. У нас на 1 квадратный километр приходится 14,6 тысяч тонн загрязняющих веществ, - заявил Василий Соколов. - В Кемерово - 15,7, в Челябинской области - 10,7».
Депутат Илья Сахаров предложил всем отвлечься от НЛМК, и подумать о том, что в Липецке есть еще предприятия строительной, химической, машиностроительной промышленности, энергетические объекты, которые также потребляют воздух, и выбрасывают загрязняющие вещества. Многие из них пока не способны модернизировать свое производство, а то и просто «на ладан дышат». Как пример, депутат привел завод Свободный сокол. Введение налога на воздух только ухудщит их положение. Депутат предложил взять месячный тайм-аут, и за это время еще раз более скурпулезно рассмотреть поправки.
Депутат Андрей Топорков также предложил не спешить: «Я не работник НЛМК, и не поклонник той социальной политики, что проводит его руководство. Но нужно помнить, что этот закон коснется всех. Прежде, чем идти с этой поправкой в правительство, нужно изучить общественное мнение. Давайте подумаем еще».
Но в результате голосования оказалось, что из 47 депутатов законопроект поддержали 29. 8 были против, 6 - воздержались, а 4 - проигнорировали голосование. Для того, чтобы законопроект не прошел, его противникам не хватило одного голоса.
Теперь последнее слово за Госдумой и правительством России.