"Парень тихо уступил полку деду, а своей девушке не сказал": чем это закончилось — история от проводницы
Заходит в вагон бабушка, смотрит на свой билет, а там — верхняя полка. А подняться туда ей уже не под силу. Рядом — семья с детьми, которые заняли свои законные места внизу. Начинается тихий ужас или громкий скандал, знакомый, наверное, каждому, кто хоть раз путешествовал плацкартом. Эта сцена, ставшая архетипической для российских железных дорог, сегодня, кажется, разыгрывается все реже. Но не везде. Почему «битвы за полки» уходят в прошлое и где они еще случаются? Об этом рассказала опытный проводник пассажирских вагонов Ольга, которая за годы работы видела все.
Конфликты из-за обмена местами — это наследие советской эпохи, настоящий социальный атaвизм. Тогда стоимость всех мест в вагоне одного класса была одинаковой, и сложилась негласная традиция: тот, кому «посчастливилось» занять верх, почти наверняка мог рассчитывать на обмен с пассажиром снизу. Сегодня правила игры поменялись кардинально. «РЖД четко разъясняет: пассажир должен занимать именно то место, которое указано в его билете, — комментирует ситуацию эксперт по транспортному праву Михаил Гордеев. — Разница в цене между верхними и нижними полками может быть существенной. Требовать бесплатного «апгрейда» — это, по сути, попытка получить за свои деньги услугу, за которую другие заплатили больше».
Этот правовой диссонанс и рождает конфликты. Люди старшего поколения, выросшие в парадигме «так было можно», искренне не понимают, почему теперь нельзя. Их оппоненты, часто younger и более прагматичные, апеллируют к современным правилам и своим финансовым затратам. Они купили конкретное место за свои деньги и не хотят его уступать.
Но, как отмечает проводница Ольга, география здесь решает все. В скоростных поездах между мегаполисами, например, по маршруту Москва — Санкт-Петербург, таких стычек практически не бывает. «Пассажиры там “грамотные”, — улыбается Ольга. — Да и состав пассажиров другой: почти нет пожилых людей или мам с малышами, которые традиционно являются главными “зачинщиками” таких разговоров — они выбирают “Сапсаны”».
Совсем другая картина на южных направлениях или в Сибири. «Чем дальше от столиц, тем чаще всплывают эти истории, — делится наблюдениями проводница. — Люди живут прошлым. Они не наглые, они просто искренне не понимают, почему мир изменился. Однажды ко мне в вагон зашла бабушка. Внук, проявляя заботу, купил ей билет, не глядя на место, и получилась верхняя полка. Самостоятельно забраться туда она не могла физически. Хорошо, у меня было свободное место, я ее туда устроила, но честно предупредила: если придут те, кто купил эти места, придется искать другой выход. Так и случилось — приехала семья с детьми. К счастью, люди оказались понимающими, они как-то сами между собой договорились, перераспределились, и бабушку не выгнали. Она даже предлагала им деньги, но те, кажется, не взяли».
Бывают и совсем курьезные случаи. Ольга вспоминает историю, как парень в плацкарте поменялся местами с дедушкой из другого купе, чтобы быть ближе к своей девушке. Девушке об этом не сказал. Она решила проведать его ночью, подошла к спящему деду, нежно его погладила и что-то прошептала. Дедушка повернулся… Раздался оглушительный крик, который разбудил полвагона.
Экспертное мнение:
Социолог Анна Миронова поясняет:
«Конфликты из-за полок — это столкновение двух систем норм: традиционной, общинной, где важны договоренности и взаимопомощь, и современной, рыночной, где главенствуют правила и финансовые интересы. Пожилые пассажиры, выросшие в первой парадигме, чувствуют себя обманутыми, когда сталкиваются со второй. Их обида — это не столько каприз, сколько когнитивный диссонанс».
К сожалению, не все истории имеют счастливый конец. Ольга рассказывает про дедушку, который в купе с большой разницей в цене между полками был вынужден всю ночь простоять в коридоре, а потом с огромным трудом залезть наверх и не слезать оттуда до конца пути. Проводник в такой ситуации бессилен: она не имеет права уговаривать других пассажиров нарушить правила.
Заключение:
Тихое отмирание «войн за полки» — это маркер их социальных изменений. Мы становимся более законопослушными, но, возможно, и менее гибкими. Железнодорожные правила унифицируются, а общество учится жить по ним. Но, как показывают истории от Ольги, даже в самых безвыходных ситуациях находится место для человеческой доброты и неожиданных компромиссов. Главное — не кричать, а попытаться договориться. Ведь поезд — это все-таки не поле боя, а место, где на несколько суток вы становитесь одним большим, хоть и очень странным, сообществом.
Рекомендуем прочесть:
4 главных признака, которые подскажут, когда убирать тыкву с грядки: правила уборки и хранения Как сделать вкуснее "Селёдку под шубой": подсказали 3 хитрости - домашних теперь и за уши не оттащишь Грибная икра «из бабушкиной тетрадки»: тот самый проверенный годами рецепт, который передается из поколения в поколение 9 главных ошибок начинающего садовода, которые ведут к гибели сада: запомните и никогда их не повторяйте