Progorod logo

Автобус от остановки едет сразу во вторую полосу, нужно ли ему уступать дорогу? Отвечает автоюрист

04:00 10 октябряВозрастное ограничение16+
Фото: ПроГород

Представьте себе рядовую ситуацию: автобус отъезжает от остановки, и вместо того, чтобы аккуратно влиться в ближайший ряд, он сразу направляется во вторую полосу. Вы продолжаете движение, считая свое право проезда бесспорным. Кто из вас прав, а кто виноват в глазах закона, если произойдет столкновение? Оказывается, большинство водителей трактуют эту ситуацию неверно.

Правило, которое все знают, но не все понимают

Каждый, кто садится за руль, помнит общее требование ПДД: нужно уступать дорогу троллейбусам и автобусам, отъезжающим от обозначенной остановки. Однако на практике это простое правило оборачивается настоящей головоломкой. Многие автомобилисты уверены, что обязаны пропустить маршрутное транспортное средство, только если оно перестраивается в первую полосу. А если автобус сразу целится во вторую, ему, как правило, не уступают, что мгновенно создает напряженную и опасную обстановку на дороге.

Так есть ли у водителя автобуса право занять сразу второй ряд? Если внимательно изучить пункт 18.3 ПДД, становится ясно: в нем нет ни слова о том, на какую именно полосу должен перестроиться водитель автобуса. Формулировка звучит обобщенно — «начинающим движение». Из этого можно сделать логичный вывод: автобус имеет право занять любую полосу, которая необходима ему для дальнейшего движения. Соответственно, и уступать ему дорогу обязаны все водители, независимо от того, по какой полосе они движутся. Принцип «что не запрещено, то разрешено» здесь работает в полной мере.

Кто окажется виноват в ДТП на самом деле

Несмотря на право автобуса занять любую полосу, при возникновении аварии виновным почти всегда признают его водителя. Все дело во второй части того же пункта 18.3. В Правилах черным по белому написано, что водитель автобуса может начинать движение только после того, как лично убедится, что ему уступают дорогу.

Факт ДТП является неоспоримым доказательством того, что водитель маршрутного транспорта не выполнил это ключевое требование. Он не убедился в безопасности своего маневра и начал движение, когда у него не было безусловного приоритета. Таким образом, причина аварии — его действия. Проще говоря, преимущество у автобуса появляется не автоматически, а только тогда, когда другие автомобилисты сами предоставляют ему это преимущество, останавливаясь и пропуская его.

Любопытно, что в этой ситуации штраф может получить и водитель автомобиля. Ему выпишут взыскание по статье 12.17 КоАП за непредоставление преимущества маршрутному ТС. Однако этот штраф будет скорее формальным следствием нарушения, но не основной причиной случившегося ДТП. Главная вина все равно ляжет на водителя автобуса, который не обеспечил безопасность своего маневра, а санкции для автомобилиста остаются довольно мягкими — предупреждение или штраф в размере пятисот рублей.

Рекомендуем почитать:

Розарий своими руками за бесплатно - осенняя обрезка превращается в золото: и никаких лишних трат Как только купила этот цветок —дома реально стало легче дышать на 90%: настоящий спаситель Лавровый лист: польза и вред – способы применения в кулинарии и народной медицине В октябре под смородину вношу три подкормки по 50 граммов. Ягоды – крупнее винограда
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: