Что случилось с заводом "ТагАЗ", где выпускали многие автомобили: узнал и рассказываю
Есть автомобильные бренды, о которых помнят все, но встречаются и такие, чья история постепенно стирается из памяти. Автозавод «ТагАЗ» из Таганрога как раз из второй категории. Машины с его конвейера до сих пор можно встретить на дорогах, но о самом предприятии сегодня вспоминают разве что энтузиасты. А ведь его биография полна неожиданных поворотов — от сборки комбайнов до экспериментов с уникальными моделями, которые больше нигде не выпускались.
От полей к трассам: как комбайновый завод стал автомобильным
История «ТагАЗа» началась в 1997 году, но территория, на которой он расположился, использовалась для производства задолго до этого. В советские времена здесь собирали комбайны, которые работали на полях по всей стране. Однако с наступлением девяностых спрос на сельхозтехнику резко упал, и предприятие оказалось на грани закрытия.
Ситуация изменилась, когда местная компания «Донинвест» приобрела часть площадей и договорилась о сотрудничестве с южнокорейской Daewoo. Планы были амбициозными: налаживание сборки моделей Leganza, Nubira и Lanos под русскими именами — «Кондор», «Орион» и «Ассоль». Предполагалось, что конвейер, оставшийся от комбайнов, удастся быстро переоборудовать для выпуска легковых авто. Но кризис 1998 года спутал все карты, а затем и у Daewoo начались серьезные финансовые трудности. В итоге свет увидела лишь небольшая партия автомобилей «Орион».
Время стабильности и странных проектов
Двухтысячные стали для завода периодом относительного процветания. Началось всё со сборки Citroen Berlingo, а затем было подписано соглашение с Hyundai. Корейские Accent, Sonata и Santa Classic, собранные в Таганроге, пользовались стабильным спросом. Доходы позволили «ТагАЗу» запустить собственные проекты — например, внедорожник Tager, созданный по лицензии SsangYong Korando.
Однако после того как Hyundai открыл в России собственный завод, потребность в услугах «ТагАЗа» сошла на нет. Попытки наладить сотрудничество с китайскими производителями вроде BYD и Chery не принесли желаемой стабильности. Именно тогда и родился один из самых необычных проектов завода — «ТагАЗ Aquila».
Этот седан с запоминающейся внешностью был собран буквально из того, что оказалось под рукой. Двигатель взяли от BYD, зеркала — от Chery QQ, а кузовные панели изготовили из стеклопластика. Продавали Aquila не через дилеров, а прямо с завода, выпустив всего около сотни штук. Любопытно, что спустя несколько лет автомобили с очень похожим дизайном неожиданно появились во Франции.
Забвение и новая жизнь территории
Последние годы стали для завода временем угасания. Предприятие простаивало, рассматривались дела о банкротстве. В 2020 году его выкупили компании, специализирующиеся на переработке металла. Часть помещений сдали в аренду под офисы и магазины, но большая территория пустует и постепенно разрушается. Так завершилась история одного из самых необычных автозаводов России, оставившего после себя не только память, но и редкие экземпляры автомобилей, которые до сих пор находят своих поклонников.
Рекомендуем почитать:
Розарий своими руками за бесплатно - осенняя обрезка превращается в золото: и никаких лишних трат Как только купила этот цветок —дома реально стало легче дышать на 90%: настоящий спаситель Лавровый лист: польза и вред – способы применения в кулинарии и народной медицине В октябре под смородину вношу три подкормки по 50 граммов. Ягоды – крупнее винограда