Нужно ли промывать двигатель при переходе на другое масло: ставим точку в споре – ответ автомеханика
На полках автомобильных магазинов можно найти множество средств для промывки двигателя, и вокруг них уже много лет не утихают споры. Одни водители уверены, что это полезная и даже необходимая процедура, тем более когда планируется переход на новое, другое моторное масло. Другие же предупреждают о скрытых рисках и возможном вреде для деталей мотора. Где правда, а где — распространённые мифы?
Два вида промывки: быстрая и длительная
Все промывочные средства в основном делятся на два типа.
Первый — это так называемые «пятиминутки». Их заливают прямо в старое, отработанное масло непосредственно перед заменой, после чего дают двигателю немного поработать на холостых оборотах.
Второй вариант — специальное промывочное масло, которое по своему составу напоминает минеральное, но почти не содержит присадок. Его заливают вместо старого масла и «гоняют» мотор около 15-20 минут, чтобы оно очистило внутренние полости.
Скрытые риски «пятиминуток»
Использование быстрых промывок связано с определённой долей риска, о которой часто умалчивают производители. Известно немало случаев, когда после их применения возникали проблемы с резиновыми уплотнителями — сальниками и прокладками. Средства предназначены удалять загрязнения, но они не разбирают, где вредные отложения, а где расположены те, что герметизируют микрощели. Опаснее всего это для двигателей с большим пробегом. Агрессивная химия может вымыть эти «полезные» наслоения, что приведёт к течи масла или даже попаданию антифриза в цилиндры.
Что касается промывочного масла, то его основной недостаток в том, что оно бессильно против серьёзных, твердых отложений и шлаков. Его основная задача — выгнать из закоулков мотора остатки старой отработанной смазки. Ведь после слива стандартным способом внутри всё равно остаётся примерно 10-20% старого масла, которое прячется в масляных каналах и на стенках картера.
Именно этот факт и заставляет многих автовладельцев задумываться о промывке при смене марки масла, опасаясь, что разные присадки вступят в конфликт и выпадут в осадок.
Совместимость масел: неожиданные результаты тестов
Однако многочисленные независимые проверки и лабораторные тесты давно поставили крест на этом мифе. Выяснилось, что современные моторные масла, даже разной вязкости и от разных производителей, отлично смешиваются между собой. Неважно, смешали вы синтетику с полусинтетикой или минеральное с синтетическим — они практически мгновенно образуют однородную жидкость без каких-либо вредных химических реакций или расслоения.
Получается, что сама по себе смена марки или типа масла не всегда требует обязательной промывки двигателя. Тем не менее, у процедуры есть и позитивная сторона — она действительно помогает удалить больше старого отработанного материала, чем при стандартном сливе. Так что эффект очистки будет, независимо от того, переходите вы на новое масло или просто меняете такое же, пишет «Автовыбор».
Так стоит ли промывать? Золотая середина
«Лучшая промывка для двигателя — регулярное обслуживание и качественное масло. Если мотор в нормальном состоянии, а интервалы замены не превышены, просто сливайте отработку по максимуму. А „пятиминутки“ без острой нужды — игра в русскую рулетку», – объясняет автомеханик Егор.
Таким образом, настоятельная необходимость в промывке возникает в основном в двух случаях: если вы купили подержанный автомобиль с неизвестной историей обслуживания или если был серьёзно превышен межсервисный интервал. В такой ситуации промывочное масло поможет максимально очистить систему от старой, грязной отработки, которая может быстро «убить» свежую порцию качественной смазки.
Во всех остальных ситуациях промывка — это не обязательная, а скорее опциональная процедура, которую каждый автовладелец выбирает для себя сам, взвешивая все «за» и «против».