Автоюрист разъяснил, почему нельзя открывать капот по первому требованию гаишника
Остановили на дороге сотрудники ДПС? В подобной многие водители теряются и готовы выполнить любое требование, лишь бы побыстрее разобраться. Одно из распространенных просьб — «откройте капот».
Что тут такого? Мало кто подозревает, что простое действие может обернуться серьезными проблемами. Автоюрист объяснил, почему на такое требование нужно отвечать вежливым, но твердым отказом.
Конечно, важно понимать, что большинство инспекторов — честные сотрудники, выполняющие свою работу. Однако до сих пор встречаются те, кто ищет легкие способы улучшить свою статистику или пополнить карман. Из-за таких «недобросовестных» патрульных у граждан и складывается настороженное отношение ко всей структуре. Их излюбленный прием — различные подставы, и одна из них может начаться с безобидной, на первый взгляд, просьбы открыть капот или багажник.
Пока вы, ничего не подозревая, стоите рядом с автомобилем, недобросовестный инспектор может воспользоваться моментом. Пока ваше внимание отвлечено, в подкапотное пространство или в салон может быть что-то подброшено.
Что это будет — уже неважно. Важно, что дальше последуют шантаж и угрозы привлечения к уголовной ответственности с одним лишь выходом — «решить вопрос на месте». Для законопослушного человека, который никогда не сталкивался с подобным, это становится шоком, и он легко может пойти на уступки.
Что говорит закон? Ваши права и обязанностиЗапомните главное: по первому требованию инспектора, без оформления соответствующих документов, вы не обязаны ничего открывать, показывать или предъявлять, кроме строго определенного перечня документов.
Ваши обязанности при остановке — предъявить водительское удостоверение, документы на автомобиль (СТС) и полис ОСАГО.
Если инспектор настаивает на осмотре салона, багажника или подкапотного пространства, это уже процедура досмотра транспортного средства. Для ее проведения нужны веские основания, оформляется протокол досмотра, обязательно присутствие двух понятых и/или ведется видеозапись.
Что касается сверки номеров агрегатов, то и здесь требование открыть капот незаконно. Номер кузова или шасси дублируется на табличке под лобовым стеклом, и его сверка не требует доступа под капот.
А вот номер двигателя с недавних пор и вовсе не является регистрационным параметром. Вы можете поменять мотор, и это не потребует немедленной перерегистрации автомобиля в ГАИ. Следовательно, и интереса для инспектора он не представляет.
Итог прост: вежливо откажитесь открывать капот без процедуры досмотра. Это не нарушение, а защита ваших законных прав. Если инспектор давит, настаивайте на оформлении протокола. Ваша бдительность — лучшая защита от возможных провокаций.
