У людей с этими русскими фамилиями предки были каторжниками – проверьте свою
История семьи часто вписана прямо в нашу фамилию. По ней можно понять, чем занимались далекие родственники, где жили или как выглядели. Но некоторые русские фамилии несут в себе куда более суровую память. Они появились в ту эпоху, когда Урал и Сибирь заселялись не только добровольными переселенцами. Многие из этих земель осваивались людьми, попавшими туда не по своей воле — каторжанами и ссыльными. Их родовые имена, которые мы носим сегодня, могут быть молчаливым свидетельством тех сложных времен.
От тюрьмы до нового имениПроцесс освоения сибирских территорий был тесно связан с системой наказаний. Государство отправляло за Урал не только уголовных преступников, но и старообрядцев, участников восстаний и просто неугодных людей. Оказавшись на новом месте, многие стремились полностью порвать с прошлым. Часто у них просто не было устоявшейся фамилии, а старую, если она была, могли отобрать.
Каторга считалась социальной смертью. Шансов вернуться назад было крайне мало. В официальных бумагах таких людей часто записывали просто по имени и отчеству. Новую жизнь — а с ней и новое прозвище — они получали уже на месте. Со временем эти клички, данные смотрителями или товарищами по несчастью, превращались в фамилии для детей и внуков. Так в сибирских и уральских селениях появились роды с говорящими фамилиями: Варнаков, Каторгин, Безродный или Непомнящий.
История адмирала Фёдора Соймонова — яркий пример такого разрыва. После ссылки при Анне Иоанновне его на каторге знали только как «Федьку-варнака». Когда позже чиновники разыскивали уже помилованного человека, тот с горечью ответил, что Фёдора Соймонова больше нет, есть лишь несчастный Федька Иванов. Так исчезала старая личность и рождалась новая, с новым именем.
Какие фамилии могут указывать на каторжное прошлоеФамилии, ведущие начало от каторжан, можно условно разделить на несколько типов. Их знание помогает понять возможную историю рода.
Прозвища-клички. Это, пожалуй, самая большая группа. Фамилиями становились блатные прозвища, данные за характер, поведение или «специальность». Разбойник мог стать Кистеневым или Гасиловым, вор — Копейкиным или Рублёвым. Убийцу могли прозвать Душиловым или Резаковым. Также встречались прозвища, понятные только местным жителям: Кошовкин (от саней-кошовки), Кулемин (от ловушки на зверя), Унтайкин (от обуви-унтов). Фамилии, связанные с наказанием. Государство метило опасных преступников, чтобы их было легче опознать. До отмены калечащих наказаний людей могли лишить носа, ушей, пальцев. Позже стали клеймить буквами «К» или «В». Отсюда фамилии: Беспалых, Клеймёнов, Карнаухин, Безносов. Другие фамилии напоминали об орудиях расправы: Розгин, Батогов, Кошкин (от плети-кошки). Географические указания. Ссыльный часто получал прозвище по месту, откуда был родом. Так появлялись Вяткины, Калугины, Новгородцевы, Москвитины. Если человек был военнопленным, фамилия могла указывать на его народность: Литвинов, Немчинов, Чудинов. Иногда фамилия фиксировала место каторги или вид работ: Нерчинский, Иркутской, Солеваров, Рудокопов, Золотомоев. Фамилии-отказы. Интересный случай — полное отрицание фамилий власть имущих. На Урале, где каторжане часто работали на заводах известных промышленников, никто из них не брал фамилию хозяина. В отличие от центральной России, где крепостных могли записывать по фамилии помещика, здесь это было табу. Ненависть к жестоким Демидовым, Строгановым или Турчаниновым была столь сильна, что даже среди множества беглых и скрывающихся людей на Урале вплоть до XX века не находилось добровольных Демидовых. Это был молчаливый протест, застывший в родовой памяти.Конечно, не каждый носитель фамилии Вяткин или Клеймёнов является прямым потомком каторжника. Такие имена могли возникать и другими путями. Однако их концентрация в Сибири и на Урале, а также их специфический характер — серьезный повод заглянуть вглубь семейной истории. За многими из этих фамилий стоит не личный выбор, а судьба, уготованная государством, и желание человека выжить и начать все заново в суровых, но свободных краях.
По материалам Дзен-канала «Русская Семёрка»
