Progorod logo

Одного шага на «зебру» достаточно: Верховный суд разъяснил, когда водитель обязан уступить дорогу пешеходу - запомните раз и навсегда

03:28 19 декабряВозрастное ограничение16+
Автор фото - Алексей Плутонов

Ситуация у пешеходного перехода часто ставит водителей в тупик. С одной стороны, правила требуют уступить дорогу. С другой, на практике не всегда понятно, когда конкретно это нужно делать. Например, если человек только что сделал первый шаг на разметку, а вы находитесь в нескольких метрах. Вот как сегодня применяется этот пункт ПДД инспекторами и камерами, и что на самом деле грозит водителю.

Что на бумаге значит «уступить дорогу»

Правила дорожного движения формулируют требование четко: водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть по «зебре».

Крайне важно уяснить формировку «уступить». Юридический термин означает, что вы не должны создавать помех движению человека. То есть, если из-за вашего автомобиля пешеходу пришлось остановиться, побежать или резко свернуть назад — вы нарушили.

Если же вы проезжаете переход на такой скорости и дистанции, что человек продолжает идти в своем темпе, не меняя траектории, формально нарушения нет. Но непосредственно эта формальность и создает основную проблему на дорогах, потому что на месте ее трактуют по-разному.

Как правило применяют инспекторы и камеры на практике

В реальности сотрудники ГАИ часто руководствуются упрощенным принципом. Если пешеход хотя бы одной ногой ступил на пешеходный переход, а ваша машина при этом продолжает движение по соседней полосе, то это уже может быть расценено как непропуск. Фактической помехи инспектор может и не анализировать. Для него важен сам факт нахождения человека на разметке и движущегося рядом автомобиля.

Автоматические камеры фиксации работают еще строже. Они запрограммированы на определенную логику. Если пешеход находится на переходе (это определяет специальная разметка), а автомобиль в это же время проезжает в зоне контроля, система почти всегда вынесет вердикт «нарушение».

Чаще всего критической считается зона в 1-2 полосы движения. То есть, если вы едете по соседней полосе, когда человек уже на «зебре», штраф практически неизбежен.

Можно ли оспорить такой штраф и как себя вести за рулем

Оспаривание возможно, но это долгий и не всегда гарантированный процесс. Шансы увеличиваются, если у вас есть запись с видеорегистратора, которая ясно показывает, что пешеход начал переход, когда вы были на значительном удалении, и ваша машина ему не мешала. Суды могут отменить штраф, если доказано, что автоматическая камера неверно рассчитала дистанцию или скорость.

Однако проще и надежнее — перестраховаться. Самый безопасный алгоритм для водителя сегодня такой: при приближении к нерегулируемому переходу, даже если пешеход только подошел к обочине, стоит начать плавно сбрасывать скорость.

Если он сделал шаг на проезжую часть — лучше остановиться и пропустить. Избавитесь и от споров с инспектором, и от возможного штрафа в 1500 рублей и, что самое важное, обезопасите всех участников движения. В конечном счете, осторожность у «зебры» демонстрирует уважение и понимание текущих реалий правоприменения.

По материалам дзен-канала «Автоюрист. Всё о ДПС»

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: