Вот почему инспектор ГИБДД не любит, когда в протоколе пишут «Не согласен»: как не поддаться на уговоры
Часто при оформлении протокола водитель хочет выразить своё несогласие с нарушением, сделав соответствующую запись. Однако многие замечают, что инспекторы всячески стараются этого избежать: уговаривают, давят или даже провоцируют на конфликт. Разберёмся, почему простая фраза «Не согласен» вызывает у них такую нелюбовь и как им выгоднее, чтобы вы поступили.
Первая причина: лишняя бумажная работа и неудобстваКогда водитель пишет в протоколе «Не согласен», для инспектора это прямой сигнал: дело пойдёт на обжалование. А это значит, что простым оформлением документа его работа не ограничится. Ему придётся готовить дополнительные материалы.
Подробный рапорт. Нужно будет детально изложить все обстоятельства, а не просто заполнить стандартные графы. Предоставление доказательств. Если есть запись с видеорегистратора патрульной машины или с камеры, её нужно будет приобщить к делу, оформив соответствующий документ. Опрос свидетелей. Если они были, их нужно найти и опросить. Если нет — может понадобиться объяснение от напарника. Посещение суда. В случае обжалования инспектора почти наверняка вызовут в суд. Дата заседания назначается судьёй и может выпасть на выходной или сорвать планы инспектора.Всё это — дополнительные временные затраты и бюрократическая волокита, которой каждый сотрудник по возможности старается избежать. Гораздо проще оформить протокол, который водитель подпишет молча или с отметкой «Согласен».
Вторая причина: риск отмены постановления и последствия
Для инспектора протокол с записью «Не согласен» — это потенциальная проблема. Такой документ изначально ставит под сомнение законность его действий.
Водитель, который сразу зафиксировал своё несогласие, с большой вероятностью будет оспаривать штраф или лишение в суде. Хотя статистически суды чаще встают на сторону инспекторов, бывают и исключения. Если суд отменит постановление, это чревато для сотрудника неприятными последствиями:
Дисциплинарная ответственность. Может последовать замечание или выговор от руководства. Компенсация расходов водителя. В редких, но возможных случаях, с инспектора могут взыскать судебные издержки или компенсацию, если будет доказана его ошибка. Протокол же, в котором изначально стоит «Согласен» или вообще нет пометок водителя, оспорить в разы сложнее. Если водитель сначала подписался, не выразив возражений, а в суде заявил о несогласии, суд с высокой долей вероятности сочтёт первоначальные показания (молчаливое согласие) более достоверными. Поздние заявления могут быть расценены как попытка избежать наказания. Как инспекторы пытаются избежать записи о несогласииПонимая, что такая запись усложняет им жизнь, некоторые инспекторы прибегают к определённым уловкам, чтобы водитель её не сделал.
Психологическое давление. Могут говорить, что «это бесполезно», «всё равно проиграете», «только время зря потратите», намекать на ужесточение наказания в случае обжалования. Провокация на отказ от подписи. Классический приём: довести водителя до состояния раздражения, чтобы тот в сердцах отказался от подписи и ознакомления с протоколом. Позже в суде инспектор заявляет, что водитель на месте был согласен с нарушением, но просто отказался расписываться. Без ваших письменных возражений суд, к сожалению, чаще верит официальному лицу. Создание впечатления незначительности. Уговаривают не писать ничего, мотивируя это тем, что штраф небольшой и не стоит хлопот. Что делать водителюГлавное — сохранять спокойствие и действовать в своих интересах. Если вы не согласны с нарушением, обязательно напишите в графе для объяснений водителя четкую формулировку: «С нарушением не согласен. Правила не нарушал. Требую помощи защитника.» или подобную. Не поддавайтесь на уговоры. Эта запись — ваше фундаментальное право и первый шаг к защите в случае дальнейшего обжалования. Она фиксирует вашу позицию с самого начала и лишает инспектора возможности трактовать ваше молчание как согласие.
По материалам Дзен-канала «Автоюрист. Всё о ДПС.»
