Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Как правильно ответить инспектору ГАИ, если он требует открыть капот для сверки агрегатов

Как правильно ответить инспектору ГАИ, если он требует открыть капот для сверки агрегатовИз архива редакции

На дороге вас остановили, проверили документы, а затем инспектор просит открыть капот для «сверки номеров агрегатов». У многих водителей подобное требование вызывает недоумение и законный вопрос — а обязан ли я это делать?

Разбираемся, что говорит закон, какие могут быть скрытые мотивы у такой просьбы и как действовать грамотно, чтобы не нарушить правила, но и не усложнить себе жизнь.

Законные основания для проверки под капотом

Да, у инспектора есть такое право. Оно основано на законе «О полиции» и ведомственных приказах МВД, которые разрешают сотрудникам проводить осмотр и досмотр транспортных средств, а также проверять идентификационные номера. Важное слово здесь — «проверять». И крайне необходимо понимать разницу между осмотром и более серьёзной процедурой — досмотром.

  • Осмотр — визуальное изучение автомобиля снаружи и из салона. Он может проводиться без составления протокола и понятых. Просто «заглянуть под капот» в рамках осмотра — уже спорная ситуация.
  • Досмотр — более формальная процедура. Она проводится, если есть достаточные основания (например, ориентировка на угон). При досмотре обязательно составляется протокол в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи. Конкретно в рамках досмотра и происходит полноценная сверка номеров агрегатов.

Почему инспектор может просить открыть капот: 3 основные причины

За просьбой чаще всего скрывается конкретная цель, о которой вам могут не сказать прямо.

  • Реальная сверка номеров. Основная заявленная причина. Инспектор проверяет, соответствуют ли номера двигателя (а порой и других узлов) данным в свидетельстве о регистрации (СТС). Несовпадение может указывать на замену двигателя без оформления или, что хуже, на перебитые номера. В данном случае автомобиль могут задержать для экспертизы.
  • Поиск технических неисправностей. Из-под капота легко обнаружить серьёзные утечки технических жидкостей (тормозной, из ГУРа), обрыв ремней или другие поломки, которые являются основанием для запрета эксплуатации. Найденная неисправность — весомый повод для штрафа и даже эвакуации машины.
  • Проверка на нештатное оборудование. Инспектор может искать газобаллонное оборудование (ГБО), установленное без согласования, или запрещённые устройства вроде спецсигналов («мигалок») и неподходящих по цвету ламп. За это также предусмотрены серьёзные санкции.

Как правильно действовать водителю

Ваша основная задача — сохранять спокойствие и контролировать процесс, не отказываясь от сотрудничества грубо.

  • Вежливо уточните причину. Спросите: «На каком основании проводится проверка? Есть ли у вас ориентировка или данные, что автомобиль в розыске?». Убедите инспектора конкретизировать мотив.
  • Предложите оформить процедуру по закону. Если инспектор настаивает на проверке номеров агрегатов, спокойно скажите: «Я готов предоставить автомобиль для досмотра. Пожалуйста, составьте протокол досмотра в соответствии с законом, пригласите понятых или используйте видеозапись». Ваше законное право. Правильно оформленный протокол защищает и вас, и инспектора.
  • Включите видеозапись. Сообщите, что будете вести съёмку на телефон для фиксации процесса. Самый эффективный способ пресечь возможные злоупотребления. Камеру направляйте так, чтобы было видно и инспектора, и действия под капотом.
  • Следите за действиями инспектора. Когда капот открыт, наблюдайте, куда конкретно смотрит сотрудник. Если он явно не сверяет номера, а разглядывает узлы, то вы имеете право тактично поинтересоваться, что именно он проверяет в данный момент.

Ваши права и обязанности

Инспектор может потребовать открыть капот, но, как правило, для этого должны быть веские причины (ориентировка, явные признаки несоответствия). Вы, в свою очередь, имеете право на то, чтобы процедура была проведена корректно: с оформлением протокола досмотра и в присутствии свидетелей или видеозаписи.

Не бойтесь вежливо настаивать на соблюдении этих формальностей. Не нужно «пререкаться», однако и не нужно бояться использовать цивилизованный способ защитить свои права. Спокойное знание закона и готовность к диалогу — лучшая стратегия в такой ситуации, пишет автор дзен-канала «Автоюрист. Всё о ДПС».

...

  • 0

Популярное

Последние новости