– Перед тем как появилось решение президента о приостановке создания новых и закрытии 10 неэффективных ОЭЗ, активисты «Общероссийского народного фронта» жаловались Путину на неэффективность большинства особых экономических зон. ОЭЗ «Липецк» не попала под огонь критики?
– Нет, конечно. Дмитрий Николаевич Козак, который имеет самое непосредственное отношение к этому проекту, полтора года назад сказал, что в Липецке и Татарстане – самые успешные экономзоны. И успешны они потому, что в этих регионах ими предметно занимаются. От себя могу сказать, что липецкая площадка – самая эффективная, самая успешная среди всех особых экономических зон России.
– Президенту со ссылкой на данные Счетной палаты доложили, что за последние 10 лет создание одного рабочего места в экономзонах обошлось федеральному бюджету в 10 млн рублей. Сколько федеральных средств на эти цели потрачено в ОЭЗ «Липецк»?
– В Липецке на создание одного рабочего места в особой экономической зоне затрачено примерно 1,2 млн рублей.
– Одним из показателей эффективности экономзон является соотношение бюджетных средств, вложенных в ОЭЗ, и объема частных инвестиций, привлеченных в этот проект. В Липецке он какой?
– В Липецке на один бюджетный рубль приходится 3,3 рубля частных инвестиций. Это если считать не заявленные инвестиции, а уже освоенные. А если сравнивать бюджетные средства с заявленными инвестициями, то получится соотношение 1:15. Я могу сказать, что по расходам мы самые скромные в России. В нас федеральный бюджет вложил 4,2 млрд рублей. Мы первыми вышли на безубыточность. На содержание управляющей компании мы не тратим ни копейки из федерального и регионального бюджетов.
– Сколько у вас сегодня резидентов и сколько уже построили заводов?
– У нас на сегодняшний день с учетом последнего соглашения 47 резидентов и 15 действующих заводов.
– ОЭЗ «Липецк» по решению президента передадут региону. А федеральный центр так и будет ее софинансировать?
– Да, хотя методика финансирования, скорее всего, будет изменена.
– Федеральные СМИ, ссылаясь на контрольно-аналитическое управление, пишут, что в правоохранительных органах находится уголовное дело о хищении 509 млн рублей, предназначенных на развитие инфраструктуры Липецкой области. Что это за дело?
– Я могу сказать только одно. По ОЭЗ «Липецк» никаких уголовных дел не возбуждалось и не ведется. Мне по крайней мере об этом ничего не известно.
– Если отнять от 33 ОЭЗ несколько эффективных, то получается, что из 186 млрд, которые вложили в этот проект, 100-140 млрд просто выбросили на ветер. Почему этот проект состоялся не во всех регионах?
– Я могу сказать, что сам по себе проект не работает. Он становится эффективным, если люди, которые им занимаются, нацелены на дело. А если для них главное получить статус ОЭЗ и затем требовать деньги от федеральных властей и заявлять, что вы все там кругом перед нами виноваты, результата не будет. Этим проектом, как и любым другим, надо не просто заниматься. Я всегда говорю, что им надо жить. Бизнес – это не работа. Это образ жизни. И жить делами ОЭЗ должны все. И управляющая компания, и администрация региона. И вот у нас в Липецкой области все этим живут. Я все стратегические вопросы решаю с главой администрации Олегом Петровичем Королевым. Все технические – с Юрием Николаевичем Божко. Для них этот проект – часть жизни. Поэтому, наверное, мы и добились успеха.
Виктор УНРАУ