Взгляд

Пробуксовка по-липецки. Куда заведёт город транспортная реформа

На комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству Липецкого горсовета Счётная палата представила итоги проверки эффективности предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением автобусов для перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам в 2018 году и текущем периоде. Всплыла очень любопытная информация, которая заинтересовала не только народных избранников, но и неравнодушных жителей города. Впрочем, в ходе откровенного разговора выяснилось, что ещё хуже обстоят дела и с горэлектротранспортом. «Липецкие новости» постарались собрать самые интересные моменты и напомнить о них нашим читателей.

Невыгодный лизинг

Как отметила председатель Счётной палаты Липецка Марина Зиборова, аудитом установлено, что приобретение подвижного состава в лизинг обходится примерно в 1,5 раза дороже их покупной стоимости (цены продавца). Также при сравнении цен на автобусы VOLGABUS -5270 установлено, что их стоимость, приобретённых МУП «Липецкпассажиртранс» по договору лизинга в 2018 году на 3,1 млн или на 28,8% выше, чем цена машин той же марки, закупленных департаментом транспорта по муниципальному контракту в 2019 году.

«В бюджете города на 2018 и 2019 годы обозначены цели субсидии, получатели, условия предоставления. Стоит отметить, что в этом приложении отсутствует существенное условие предоставления субсидии, а именно, её размер и порядок расчёта, которые закреплены постановлениями администрации Липецка «О Порядке предоставления субсидий», - уточнила Марина Зиборова.

При этом, указанные условия на 2018 и 2019 годы различны, что привело в этом году к увеличению расходов бюджета на 85,2 млн рублей.

Значительная часть средств 95,8% субсидий предоставлена МУП «Липецкпассажиртранс». Бюджет города возместил предприятию 156 млн рублей или 94,4% лизинговых платежей. Это позволило обновить подвижной состав на муниципальных маршрутах на 13%.

Вопросы к качеству

Между тем, по словам Марины Зибровой, техническое состояние приобретенного подвижного состава оставляет желать лучшего. Так, согласно представленной МУП «ЛПТ» информации по неисправностям и их устранениям на автобусах VOLGABUS, по состоянию на начало июня составлено порядка 800 актов-рекламаций. В среднем время простоя одного автобуса по причине неисправностей составило 70 суток.

«Вопросом закупки автобусов должны заниматься транспортники, а не чиновники. Для меня очевидно, что «ЛиАЗы» и «Волгабасы», к сожалению, сегодня качеством не отличаются. Отсюда возникают сомнения, что при выборе машин советовались с транспортниками, которые и должны давать оценку автобусам. У пассажиров тоже были претензии к их удобству, - отметил спикер горсовета Игорь Тиньков.

Напомним, что после покупки «Волгабасов» липецкая общественность собиралась направить коллективное письмо в мэрию, а также исполняющему обязанности главы региона Игорю Артамонову с просьбой не приобретать в качестве пассажирского транспорта автобусы марки Volgabus. Своё недовольство они мотивировали тем, что данная марка автобусов является крайне неудобной для пассажиров. К примеру, отмечалось недостаточное количество посадочных мест, узкие проходы и слишком высокие площадки, на которых расположены сиденья в конце салона автобуса, а также небольшая вместимость пассажиров.

Что касается качества автобусов, о котором говорил спикер, то ранее в СМИ проходила информацию на данную тему. В частности сообщалось, что у почти трети «Волгабасов» топливные насосы вышли из строя. Тогда это объяснялось тем, что немецкие насосы оказались не готовы к местному топливу.

Для кого покупали?

Впрочем, был и ещё один любопытный момент, который почему-то укрылся от внимания Счётной палаты и парламентариев. В июле 2018 года источник «ЛН» сообщал, что 20 новых автобусов марки VOLGABUS, приобретенные за счёт средств городского бюджета, будут осуществлять перевозку работников ПАО «НЛМК» согласно контракту, заключенному между металлургическим комбинатом и МУП «Липецкпассажиртранс». Позднее этот факт был подтверждён в компании.

«МУП «Липецкпассажиртранс» - одно из предприятий, которое оказывает комбинату услуги по перевозке персонала. Договор с ним действует до марта 2020 года. Потребности НЛМК будут обеспечивать двадцать автобусов VOLGABUS, которые сейчас находятся на балансе пассажирского предприятия», - комментировал тогда пресс-секретарь ПАО «НЛМК» Сергей Разбирин.

Инвестор нам в помощь

Затем перешли к разбитому городскому электротранспорту и его многочисленным проблемам. На развитие трамвайного сообщения МУП «Городской электротранспорт», которое было образовано в мае 2018 года, потребуется 3-4 млрд рублей.

По словам властей, этой суммы хватит лишь на первый этап модернизации липецкого электротранспорта: замену подвижного состава и сетей. На сегодняшний день областной центр обслуживают 55 трамваев, которые выходят на пять маршрутов общей протяжённостью 66,8 км. Более 70% трамваев находятся в изношенном состоянии, а пассажиропоток составляет всего 4% (остальные приходятся на автобусы).

Всего же на развитие трамвайной сети понадобится не менее 15 млрд рублей (при условии, что данный вид транспорта будет перевозить 35-40% пассажиров). Таких денег в муниципальном предприятии попросту нет – за 2018 год МУП «Городской электротранспорт» получил доход в размере 159,4 млн рублей, в том числе от перевозки пассажиров – 35 млн.

Не манной небесной…

Нет денег на развитие трамвайного хозяйства и в городском бюджете. Однако власти надеются, что в ближайшее время найдётся концессионер, на деньги которого проведут модернизацию городского электротранспорта и сетей.

«Надо реально смотреть на вещи, вряд ли мы найдём для этого инвестора. Может быть, есть смысл разработать отдельную муниципальную программу развития электротранспорта, ежегодно закладывать деньги в бюджете. И планомерно, постепенно, на протяжении 5-10 лет развивать самостоятельно трамвайную сеть, и также участвовать в федеральных программах. Потому, что если мы будем ждать манны небесной, то трамваи потеряем», - отметил Игорь Тиньков.

Кстати, ситуацию не исправили и 12 четырёхосных трамвайных вагонов, которые в апреле текущего были доставлены в Липецк, а ранее эксплуатировались в ГУП «Мосгортранс». Впрочем, вагоны производства «Усть-Катавского вагоностроительного завода» оказались ненамного старше «липецких собратьев» - их возраст от 14 до 17 лет. Транспорт из Москвы передан на безвозмездной основе в рамках соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между городом Москва и Липецкой областью.

Любопытно, но в конце прошлого года администрация Липецка представила список объектов, предлагаемых к концессии. Среди них значилось трамвайное депо и сопутствующая ему инфраструктура. На их базе власти рассчитывали реализовать проект скоростных трамваев. Для этого необходимо найти инвестора, готового обновить парк трамваев, заменив их на современные скоростные, и реконструировать все городские линии. Изначально расчётная стоимость проекта составляла 10,3 млрд рублей, однако позже бывший мэр Липецка Сергей Иванов не исключил, что ценник может «взлететь» до 15 млрд рублей. В то время по сценарию мэрии, концессионное соглашение предполагалось заключить до конца 2018 года, а уже в 2019-ом приступить к обновлению трамвайной сети. Но желающих вложить в проект более 10 млрд рублей так и не нашлось.

Выход есть?!

Депутат регионального парламента Олег Хомутинников направит письмо главе Липецка Евгении Уваркиной, в котором посоветует, как без особых проблем развить в городе электротранспорт.

«Несколько лет назад в Липецке уничтожали троллейбусы, а сегодня мы рискуем потерять ещё и трамваи, которых осталось совсем мало. Я же, напротив, всегда был и остаюсь сторонником электротранспорта. Мировой опыт показывает, что для крупных городов развитие электротранспорта – отличное решение. В Липецке трамвай позволяет с лёгкостью соединять промышленные и спальные районы и эту транспортную сеть можно расширить за счёт приобретения техники и прокладки рельс в новые микрорайоны. Мои зарубежные друзья рассказали, что Чехия по смешным ценам распродаёт подвижной состав вагонов Татра Т-3. Сейчас их активно закупает Украина. Они появились в Мариуполе, Днепре, Киеве, Николаеве», - рассказал Олег Хомутинников.

По его словам, вагонам около сорока лет, но они одни из самых лучших. Например, в советское время их закупали в Краснодар, Москву, Екатеринбург, Ижевск. И везде их стараются сохранить.

«В Краснодаре и Москве, а также Нижнем Новгороде эти вагоны вообще модернизировали, и они удачно ездят дальше. В Липецк в 90-х из бывшей ГДР закупали похожую модель Татра Т-4. Единственная проблема – это разница колеи. Но! Раздвинуть тележки физически с 1435 под наши 1520 возможно, ибо Украина с б/у из Чехии это уже сделала», - считает депутат.

Он уверен, для того чтобы решить вопрос, нужно связаться с пражской мэрией и получить контакты местного муниципального перевозчика. У них есть аукционы под продажу, а о продаже вагонов Т-3 в других городах Чехии точно знает чешский Минтранс.

«Думаю, что если существенно сэкономить на закупке подвижного состава, то можно проложить несколько дополнительных трамвайных веток в новые микрорайоны. Выйду с предложением к мэрии Липецка. Возможно, идея заинтересует городских чиновников», - резюмировал собеседник агентства.

Владислав ДЕРЕВЯШКИН

13:02 21.08.2019

Комментарии

Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.