Взгляд

Директор Фонда развития современных институтов гражданского общества Липецкой области

Профессор ЛГТУ Владимир Козомазов: «Мы не можем жить без иностранных инвесторов, но общество должно их контролировать»

Недавние события в Липецкой области, главными действующими лицами которых стали иностранные инвесторы, подняли серьезный вопрос об уровне доверия к ним. Украинский Roshen, напомним, оставил без работы около 600 липецких сотрудников. Американская PepsiCo залила улицы Лебедяни тоннами сока, чудом никто не погиб. Можем ли мы обойтись без иностранного капитала? И почему отечественный бизнес страдает от его присутствия? Об этом «Абирег» расспросил доктора технических наук, профессора ЛГТУ Владимира Козомазова.

– Может, иностранцы со своими заводами в России вообще не нужны?

– Нет, это хорошо, когда какие-то предприятия из-за рубежа вкладывают свои средства в развитие бизнеса у нас в России. Это надо приветствовать и поощрять. Мы же, допустим, ставим в пример Китай. Говорим, что там ВВП растет огромными темпами. Но его основную долю дают иностранные предприятия – General Motors, General Electric и прочие, которые вывели весь свой ширпотреб с территории США на территорию Китая. И теперь Трамп даже пытается вернуть эти предприятия, если не в Америку, то хотя бы поближе к ней.

– И так не только в Китае...

– Да, так на Филиппинах, в Мексике... Так везде. Это общемировой опыт, поскольку мир глобализируется. И мы от этого никуда не уйдем. Если Россия по каким-то соображениям стала бы препятствовать развитию иностранного бизнеса на своей территории, то она осталась бы на периферии истории, что отрицательно сказалось бы на всех нас. Мы уже проспали сланцевую революцию и отстаем в добыче нефти и других углеводородов. Мы проспали массу технологических революций, допустим, те же кибернетические и IT-технологии, и теперь вынуждены ввозить эти товары из-за рубежа. Как сейчас наладить у нас, к примеру, производство собственных компьютеров? Мы этого не сможем сделать, потому что у нас нет технологий.

– Вы хотите сказать, что мы обречены развивать свою экономику на деньги иностранных инвесторов?

– Не только мы. Сегодня отдельно взятая страна, какой бы могущественной она не была, не может развиваться отдельно от остального мира. Мир развивается в целом. В этом и есть суть глобализации. Я опять же сошлюсь на пример отношений СЩА и Китая. Если американские компании вдруг уйдут из Китая, Китай потеряет свою экономическую мощь, и США, соответственно, потеряют от этого не меньше. По крайней мере, хорошо то, что это некая гарантия мирного сосуществования. Мир от этого становится более безопасным. Ведь нет смысла бомбить самих себя на чужой территории.

– Тем не менее, есть что-то тревожное в том, что количество иностранных инвесторов превышает количество отечественных. Сегодня 70% резидентов ОЭЗ «Липецк» – это крупные европейские и американские компании...

– В этом плане, конечно, беда. Возьмите торговлю. Ее монополизировали сети, за которыми в конечном счете стоит иностранный капитал. А где наши торговцы? Их практически нет. По большому счету остались только киоски. Но и с ними борются, и, причем, борются наши же чиновники. Или возьмите тех же сельхозпроизводителей. Редко бывает, чтобы какое-нибудь мелкое предприятие получало какие-то субсидии. Их получают, в основном, крупные хозяйства, за которыми опять же во многих случаях стоит иностранный капитал. И получается, что мы из нашего бюджета кормим иностранных инвесторов. Мало того, что они сюда вошли, они же развиваются на наши деньги! Хотя, я так думаю, эти субсидии изначально предназначены для того, чтобы наши производители не страдали от того, что мы запускаем к себе иностранцев. А этого нет. К сожалению.

– Существует идея, будто именно жесткая конкурентная борьба с иностранными компаниями поможет нашему бизнесу окрепнуть и соперничать с ними на равных...

– К сожалению, в России нет таких огромных возможностей для открытия своего бизнеса, как в том же Китае. У нас замучают проверками, согласованиями и т. д. Даже для того, чтобы подключиться к каким-то энергосетям – они же у нас монополизированы – нужно платить огромные деньги. А где мелкому производителю эти деньги взять? Негде. А кредиты разорительные.

– Вы говорите, бюджет поддерживает не свой бизнес, а иностранный. Если это действительно так, то почему?

– Я думаю, при нашем высоком уровне коррумпированности, у иностранных компаний есть возможность вкладывать деньги в лоббирование своих интересов на нашей территории. Не хочу сказать, что все берут, но, на мой взгляд, есть коррумпированные чиновники, которые создают иностранным инвесторам льготные условия и не замечают отечественного производителя, а в некоторых случаях даже противодействуют ему.

– У вас есть какие-то примеры того, что наши чиновники как-то потакают иностранцам?

– Возьмем недавний случай с PepsiCo, где обрушился склад готовой продукции. Это было металлической сооружение. А металлические конструкции отличаются тем, что они не разрушаются мгновенно, этому предшествует какие-то изменения, которые нельзя не заметить. И если их не заметили до аварии, значит, отсутствовал контроль со стороны специалистов PepsiCo и чиновников, которые отвечают за техническую безопасность производственных объектов. Я считаю, произошедшее лишь подтверждает то, что за иностранными компаниями нет контроля со стороны контролирующих органов. У меня такое впечатление, что они не проходят на территорию завода дальше столовой. Пообедали, написали, что все хорошо и замечательно и ушли. И вот, пожалуйста, результат... Одним словом, иностранные инвестиции нам нужны, без них мы жить не можем. Однако, я думаю, что общество должно контролировать все, что связано с этим процессом. И именно в том, что работа иностранного бизнеса в России закрыта, не прозрачна и есть главная причина, почему приток иностранного капитала в нашем обществе воспринимается негативно.

Виктор УНРАУ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
09:26 10.05.2017

Комментарии

И это что, мнение профессора? Ну нельзя же так. О том, что река Волга впадает в Каспийское море известно из без этого. Где анализ? Какой-то детский сад. Уж извините.