– Пять лет назад вы приехали в Липецкую область и возглавили прокуратуру области. За это время вы стали воспринимать ее своим домом?
– Конечно, стал. У меня такое правило – принимать сердцем территорию, куда меня направляет мой профессиональный долг. Ведь не чувствовать все нюансы в области, в которой работаешь, и в какой-то мере не любить ее, наверное, невозможно. Поэтому я всегда говорю, что нужно любить город, в котором работаешь! Знаете, я проработал в Поволжье, Калуге и на Дальнем Востоке... И всегда тот регион, где я работал, становился родным. Я благодарен судьбе, что могу сейчас говорить и о далекой Камчатке, и о Сахалине, и о бескрайних просторах Дальнего Востока с их замечательной природой, о реке Волге, где она соединяется с Окой, и об Оптиной Пустыни в Калуге, о Липецкой области. Я заметил, что каждый регион, где я работал, отметился в моей профессиональной жизни: первую генеральскую звезду – чин государственного советника юстиции третьего класса – я получил на Дальнем Востоке, заслуженного юриста – в Калужской области, вторую звезду – в Нижнем Новгороде. В Липецкой области я награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Конечно, надо любить любое место, где ты трудишься.
– Специфика работы в одном регионе сильно отличается от работы в другом?
– Да. Везде своя специфика, начиная с климата. И социально-экономические условия различны на Дальнем Востоке, в Поволжье и Черноземье. Вот, к примеру, проблема развития села. То, что сделано в Липецкой области для развития сел, – это пример и для Дальнего Востока, и для Сибири. Здесь практически все села газифицированы, дороги асфальтированы. Строятся ФОКи с бассейнами и спортивными полями. В этом вопросе успех у Липецкой области однозначный. А вот в моей любимой Сибири и на Дальнем Востоке много проблем. Поэтому и прокурорский надзор там во многом определяется решением вопросов благоустройства сел, досуга молодежи. Кроме того, здесь налажена системная работа органов исполнительной власти по вопросам тарификации, проведения капремонта. Хотя есть и всероссийские проблемы. Они, к сожалению, отражаются и на Липецкой области, поэтому нам приходится их решать.
– В Липецкой области сложнее работать?
– Нельзя так сравнивать. В каждом регионе надо проявлять принципиальность и правовую грамотность. Поэтому сказать, что здесь легче, а здесь сложнее, невозможно. На любое нарушение закона должно быть незамедлительное реагирование с принципиальным требованием восстановить права и интересы граждан и сделать всё, чтобы законы впредь не нарушались.
– А если посмотреть с точки зрения бизнеса. С нашими черноземными предпринимателями было просто построить диалог?
– Мы с первого дня работу с бизнес-сообществом строим открыто. Например, встречи с представителями предпринимательства из Открытой России, Опоры России и других движений проходят раз в полгода. Когда я приехал сюда, бизнесмены удивлялись, что возможен конструктивный диалог по поводу проблем, с которыми они сталкиваются. Теперь этот диалог мы ведем постоянно. В 2016 году мы провели замечательный форум в Липецкой экономической зоне, в котором приняли участие практически все резиденты, в том числе зарубежные. Мы пригласили всех руководителей правоохранительного блока, контролирующих органов и лицом к лицу честно и открыто обсуждали все проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства. Мы открыто разъяснили, как избежать необоснованных проверок, куда обращаться в случае нарушения закона. И привели множество примеров, когда прокуратура эффективно отстаивала права бизнесменов и предпринимательского сообщества в целом. Кроме того, мы организовали в прокуратуре телефон доверия для бизнесменов. Ежедневно уполномоченный прокурор принимает звонки от предпринимателей, разъясняя интересующие их вопросы, а в случае необходимости организовывая прокурорские проверки. Еженедельно мне на рабочий стол кладется справка с результатами этой работы и того, что мы сделали, чтобы бизнес был честным и не подвергался необоснованному административному давлению. Кроме того, совместно с уполномоченным по правам предпринимателей в Липецкой области мы систематически выезжаем в районы области, где встречаемся с местными предпринимателями, вникаем в их проблемы и помогаем их решать, в том числе напоминая не в меру ретивым чиновникам об их ответственности перед законом.
– Можете рассказать об этом на конкретном примере?
– Недавно мы посетили Лебедянский район. К нам на прием обратились трое местных предпринимателей. Оказалось, что все проблемные вопросы можно было решить буквально в течение часа, если вести открытый и честный разговор. Кстати, одним из результатов этого разговора стало возбуждение уголовного дела по факту мошенничества, совершенного в отношении одного из заявителей. Часто говорят, что прокуроры недоступны, что к прокурору не попадешь... Мы постарались изменить эту ситуацию. У нас уже несколько лет успешно работает мобильная приемная прокурора в области, в рамках которой я два раза в месяц выезжаю в отдаленные районы, где принимаю граждан, которым затруднительно добраться до областного центра. Такие же мобильные приемные действуют в каждой районной прокуратуре. Поступающие ко мне отзывы граждан – в ходе личных приемов, в социальных сетях – говорят о повышении доверия населения к органам прокуратуры. Полагаю, что данный результат стал возможным в связи с внедрением новых подходов в общении с населением – мобильных приемных, телефонов доверия, горячих линий, выездов руководителей прокуратур в населенные пункты, на предприятия, в пункты размещения беженцев, центры социального обслуживания населения. Положительная динамика от внедрения нами новых форм работы с населением видна по статистике. Сейчас удовлетворяется каждая третья жалоба. Кроме того, такие формы работы имеют большой профилактический заряд. Ведь накануне приезда прокурора некоторые главы администраций задумываются, всё ли в порядке на подведомственной им территории. Каждый раз я встречаюсь с руководителями власти и правоохранительного блока, судьями, депутатами. Мы вместе рассматриваем все проблемные вопросы на местах. Я был во всех районах области, знаком с их проблемами. Думаю, это позволяет мне более оперативно находить пути их решения.
– В Липецкой области много иностранных инвесторов. Как они реагируют на работу прокуратуры?
– Знаете, в некоторых иностранных компаниях уровень соблюдения законности очень высок. Например, когда мы привлекли к ответственности японскую Yokohama, я ожидал каких-нибудь серьезных проблем. Напротив, представители компании высказали удовлетворение, что им указали на допущенные нарушения, для того чтобы впредь они могли избежать досадных правовых ошибок. Видимо, тенденция зарубежного бизнеса в части открытой и честной работы переносится и на территорию России. На мой взгляд, это нормальное правовое воспитание, когда бизнес понимает, что прокурор, вынося представление, помогает соблюдать закон и устранять имеющиеся проблемы. Для бизнеса это выгодно.
– Наши предприниматели это понимают?
– Да, тем более сейчас идет активная работа по сокращению числа проверок. В прошлом году мы отклонили большую часть заявлений контролирующих органов о согласовании внеплановых проверок бизнеса – 87 из 147. Контролирующие органы должны четко обосновать необходимость таких мероприятий. Волюнтаризм должен быть полностью исключен при принятии таких решений. Это хорошая тенденция. Однако и бизнес должен быть социально ответственным. Я считаю, что любой предприниматель должен быть заинтересован в развитии социальной инфраструктуры территории, на которой он ведет свою хозяйственную деятельность, чтобы его сотрудники были здоровы, чтобы население было законопослушным, а подростки не пополняли ряды уличных преступников. Мне очень приятно, что сейчас у нас сложилось хорошее деловое сотрудничество с некоторыми крупными липецкими бизнесменами, которые помогают нам организовывать спортивные турниры для детей, зачастую из неблагополучных семей, занимаются социальной рекламой, пропагандируя преимущества здорового образа жизни. В конечном счете это забота о будущем здоровой и сильной России.
– Такое партнерство можно назвать вашей заслугой?
– Когда некоторые руководители встречаются со мной, они готовы к моим предложениям провести какой-нибудь спортивный турнир, например, в честь предприятия. Ведь чем больше будет таких мероприятий, тем сплоченнее и ответственнее будут их трудовые коллективы. Для меня же это и профилактика преступности, безнадзорности, семейного неблагополучия.
Я всегда говорю: «Друзья, соблюдайте закон и встречайтесь с прокурором только на спортивных площадках! И всё у вас будет замечательно – и великолепное здоровье, и безоблачное будущее». Я только за такой принцип.
– Насколько я понял, вы очень любите спорт.
– Я считаю, что благодаря спорту я реализовался и стал успешным. Именно спорт подарил мне волю, упорство в достижении целей и помог пройти путь от мальчишки из маленького сибирского городка до генерал-лейтенанта и заслуженного юриста России. Спорт – это неограниченные возможности, реализуя которые можно достичь самых высоких целей. Что касается меня, я свой день начинаю традиционно в 6:30 с 1 км в бассейне. Это все прекрасно знают. К тому же я очень люблю футбол, большой теннис, настольный теннис, велосипед. Для меня проехать на велосипеде 70 км не представляет никакой сложности. Мне очень приятно, что мои сыновья тоже занимаются спортом. Мы традиционно проводим настоящие футбольные турниры в честь их дней рождения. И я всегда говорю родителям, что воспитание в семье, если уж переходить к личному примеру, – это очень важно. Потому что пример общественного поведения дети берут из семьи. Мое стремление к спорту – это пример для всего нашего дружного прокурорского коллектива. В этом году у нас 125 человек сдали нормы ГТО. Я тоже выполнил «золотые» нормативы. У нас впервые в этом году три работника включены в сборную ЦФО для участия в спартакиаде прокуратуры России по плаванию и легкой атлетике.
– То есть ваши подчиненные любят спорт, так же, как и вы?
– Я иногда шучу с коллегами, говорю, что им повезло, что прокурор не занимается зимним подводным плаванием. Но, на самом деле, я не заставляю никого участвовать в спортивных мероприятиях. Делаю всё возможное, чтобы я был примером и для моей семьи, и для моих работников, и для других руководителей. Это образ жизни.
– Люди следуют за вами?
– Думаю, да. К примеру, совместно с администрацией области уже во второй раз мы проводим форум «Вместе ради детей». В нем принимают участие представители правоохранительных органов, депутатского корпуса, органов государственной власти и местного самоуправления, молодежных организаций, общественности. Цель проекта – консолидация правоохранительных органов, органов государственной и муниципальной власти, общественных институтов в противодействии детской безнадзорности и преступности, социальному сиротству. План инициированного нами регионального проекта, включающий в себя более 60 мероприятий правоохранительного, надзорного и просветительского характера, утвержден главой администрации области Олегом Королевым и председателем Липецкого областного совета депутатов Павлом Путилиным. В прошлом году в мероприятиях проекта принял участие фактически каждый 4-й житель области. Так что в этом отношении мы все вместе. Важно другое. Поверьте, я не Дон Кихот, борющийся с ветряными мельницами. Возможно, многие скажут, что прокурор занимается не своим делом. Конечно, и проблемы ЖКХ, и коррупция, и проблемы в сфере оплаты труда – это наши приоритетные направления деятельности. У нас есть конкретные результаты, есть уголовные дела и акты прокурорского реагирования. Наша главная задача – недопущение социальной напряженности. А для этого важно сосредоточить свои усилия в первую очередь на решении социальных вопросов: пресекать незаконное завышение коммунальных тарифов, следить за ценами на лекарства, обеспечить своевременные выплаты зарплат; реальная помощь должна оказываться социально уязвимым категориям граждан: инвалидам, детям, лицам, находящимся в местах лишения свободы. И эта далеко не все направления работы прокуратуры. Но, не заботясь о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения, мы лишим нашу страну ее будущего.
– Вы считаете себя влиятельным человеком?
– Знаете, я думаю по-другому. Лучше влиятельность заменить уважением. Заработать его очень сложно. Страхом, к примеру, уважение не завоюешь. Можно вынести множество устрашающих актов прокурорского реагирования, правильных по форме, но если собственное поведение идет вразрез с тем, что ты утверждаешь, это только подорвет доверие к тебе людей. А вот если тебя уважают, если твое слово не пустое сотрясение воздуха, тогда можно многого добиться не актом прокурорского реагирования, а убеждением. Я сторонник профилактических мероприятий. Не зря же слово «прокурор» с латинского означает «забочусь, обеспечиваю, предотвращаю». Мне важнее предостеречь, предупредить, чем наказать, потому что наказание это уже последствие того, что свершилось. Я, например, часто разъясняю правовые последствия судимости: может и наказание невелико, но оно имеет далеко идущие последствия – дети не смогут стать судьями, прокурорами, работать в государственных органах власти и так далее. Стоит об этом подумать, прежде чем совершить необдуманный шаг. Конечно, если всё же не понимают, то надо жестко напоминать и об ответственности, и наказывать...
– Липецкая область уже прочно обосновалась в вашем сердце?
– Я скучаю по каждому региону, где работал. Везде я оставлял частичку себя. Обновленные фасады зданий прокуратуры на Дальнем Востоке, в Калуге, Липецке – это и мой вклад в благоустройство этих мест. Молодежь, которая приходит на смену, которую учил работать, выдвигал на руководящие должности, – и в ней частичка души. Среди тех, кого я когда-то принимал на службу, некоторые уже возглавляют прокуратуры субъектов РФ, получили генеральское звание. Представляете, как это приятно! Я очень позитивный человек, и у меня о каждой области остается только позитивное воспоминание. Тут и опыт взаимодействия с органами исполнительной власти, с депутатами, и опыт проведения различных мероприятий. Мне очень приятно, что, поработав по всей России, я могу сказать, что у нас замечательные люди – главное богатство России.