На комиссию были приглашены чиновники администрации Липецка, непосредственно отвечающие за ту самую пресловутую транспортную реформу. Так, по информации председателя департамента транспорта Александра Алынина, сейчас в городе на линию каждый день выходят более 1,5 тыс. единиц транспорта, из них 362 – частные маршрутки. Как рассказал господин Алынин, в этом году 15 автобусных маршрутов продлены до «Елецкого», «Университетского», «Европейского», а также 26-30 микрорайонов, Сырского рудника, в Сселки, на станцию Патриаршая, 3 участок ЛТЗ и улицу 50 лет НЛМК. Около полутора десятков частных маршруток пересмотрели свое вечернее рабочее время. К примеру, автобус №346 перевозит липчан до 22 часов 58 минут.
Однако сами муниципальные служащие, похоже, никаких проблем не видят. Любопытно, что чиновник из дептранса назвал именно этот маршрут, который курсирует почти до 11 вечера. Между прочим, тот же автобус №346 работал допоздна еще до глобальной транспортной реформы.
«ЛН» провели опрос среди жителей города. Практически все опрошенные липчане уверяют, что проблемы остаются. По их словам, всего лишь несколько маршрутов ходят максимум до 22 часов, и никто из респондентов не видел, чтобы маршрутки курсировали после этого времени. Остальные заканчивают свою работу в лучшем случае в 9 вечера. А большинство тех маршрутов, которые ходят на периферийные районы, такие как Тракторный, и вовсе недорабатывают до 20.00.
Впрочем, желание свернутся побыстрей не единственная проблема частников. Оказалось, что некоторые частные перевозчики еще не любят и ранние рейсы.
«Мои знакомые делятся, что в последние несколько недель из новых микрорайонов и с Манежа в центр города невозможно приехать на работу к 8.30», - сказала депутат Людмила Яськова.
При этом госпожа Яськова поинтересовалась у главного транспортника Липецка, что когда составляется расписание автобусов, в департаменте учитывают работу городских предприятий?
Ответ оказался весьма любопытен. По данным Александра Алынина, в сентябре ведомство провело анализ, и выяснило, что 46% рейсов были выполнены с нарушением расписания. К тому же техника иногда вообще не выходит на линию. 20% частников и 11% городских автобусов вовремя не начинают работу. Чаще всего из-за технического состояния.
«Обновление подвижного состава должно решить эту проблему. Мы уже приобрели в лизинг 21 машину. До конца года Липецк получит 40 новых больших автобусов», - рассказал Александр Алынин.
Интересно, но горожане до сих пор вспоминают «теплыми» словами первую партию автобусов, которые мэрия приобрела в лизинг. В частности горожане оказались недовольны, что новые машины крайне неудобны. Конечно, никто не рассчитывал на сиденья с регулировкой спинки кресла или наличие в салоне кондиционера. Речь в первую очередь шла о мизерном количестве сидячих мест. Так, в середине салоне два потенциальных места оказались просто «глухими».
«Эти места, которые всегда были предназначены для пассажиров с детьми и инвалидов переделаны под багаж. Часть задних сидений, находится вообще на такой верхотуре, что обычный человек с трудом туда заберется, не говоря уже о пожилых людях. Плюс салон очень маленький. В такой автобус и половина пассажиров не влезет, если сравнивать с вместительным троллейбусом», - уверяют пассажиры.
Ко всему прочему не успели машины, поступившие в областной центр по программе обновления городского транспорта поездить по городу, как сразу были обнаружены массовые поломки. Причем почти половина автобусов оказались в ремонте, и им срочно пришлось искать замену. Водители жаловались на многочисленные заводские проблемы. У машин барахлят и электроника, и двигатели, и гидравлический усилитель руля.
«Я передала чиновникам просьбу своих избирателей больше не покупать автобусы с 18-тью сидячими местами. Такие заменили троллейбусы по 1, 12 и 7 маршрутам. Жители Тракторного просто не садятся в эти автобусы», - прокомментировала депутат Валентина Пересыпкина.
Что касается второй партии автобусов, то тут чиновники решили не скупиться на удобствах пассажиров. На этот раз новые машины будут приспособлены для маломобильных граждан, а также оборудованы кондиционерами. Хотя где гарантия, что в мэрии как всегда не передумают в последний момент?
Но такие шикарные покупки запланированы исключительно для МУП «Липецкпассажиртранс», тогда как частные перевозчики продолжают возить горожан на рухляди, словно дрова.
По словам Александра Алынина, скоро частникам изрядно перепадет, а липчане забудут о драных сидениях и неприятной тряски во время езды. Уже в следующем году 60 млн рублей в качестве субсидии будут выделены из казны перевозчикам на компенсацию затрат по покупке новой техники. Им возместят 15% от стоимости автобусов. Сколько купят новых машин коммерсанты, осталось неизвестным. Но в прошлом году предприниматели купили всего 4 б/у машины.
О техническом состоянии городского транспорта и дисциплины водителей очень эмоционально высказался депутат Александр Печерский.
«Это же «дрова»! И возят они людей, как дрова! Вы знаете, где и как автобусы раз в полгода проходят техническое обслуживание? Вы видели? А что делают водители на дороге? Это же вечные гонки, пренебрежение светофорами. Нужен строгий контроль со стороны мэрии! – негодует народный избранник.
В мэрии заверили, что владельцев коммерческого транспорта уже предупредили на этот счет. Устных предупреждений больше не будет. Ответственность предусматривается серьезная: штраф до 100 тыс. рублей на юридических лиц, и обращения в УФАС по Липецкой области.
Владислав ДЕРЕВЯШКИН