Взгляд

Транспортные карты: почему система дает сбой?

В июне 2017 года руководство города и региона ликовало: Липецкая область первая в России перешла на проезд по единой карте. На оборудование транспорта терминалами израсходовано 180 млн рублей. Однако масштабный проект по модернизации новой системы оплаты в общественном транспорте начал давать сбой и старт проезда по единым транспортным картам отложили на неопределенный срок. Что же пошло не так узнавал корреспондент «Липецких новостей».

Для поддержки собственных штанов?

Новая система оплаты проезда в общественном транспорте в городе и области должна была стартовать 1 июля 2017 года. Одновременно с этим региональная власть приняла решение резко поднять проезд. В муниципальных троллейбусах, трамваях, автобусах и в коммерческих «маршрутках» поездка обойдется в 22 рубля наличными или 17 рублей по транспортной карте. Поездки льготников запланированы со скидкой в 50%. То есть передвижения по городу на общественном транспорте для них составит 8,5 рублей.

На оборудование транспорта терминалами и другими техническими средствами из областной казны израсходовано 180 млн рублей. По словам чиновников, еще 382 млн ушло на то, чтобы поддержать финансово транспортников, иначе проезд взлетел бы до 26 рублей. Именно в эту цену, если верить коммерсантам, обходится одна поездка в Липецке. А может, все это было задумано для поддержки собственных штанов?

Как удалось узнать, в соседнем Воронеже, к примеру, городская система функционирует при одинаковых тарифах в муниципальном и коммерческом транспорте – в 15 рублей. При этом в воронежских маршрутных такси работают кондукторы, тогда как липецкие водители совмещает две профессии.

С «заботой» о людях

«Липецкая область первая в России перейдет на проезд по единой электронной карте с 1 июля», - так заявили местные чиновники во всеуслышание в конце июня этого года. То есть она будет действовать по всей области на пригородных маршрутах. Однако еще до намеченной даты система дала сбой. Чуть ли не половина транспортных терминалов работала из рук вон плохо, либо не работала вовсе. Чиновники тут же поспешили отложить полноценный пуск транспортной программы с дальнейшим подорожанием проезда на месяц. О реальной причинах задержки слуги народа не сообщали, прячась за расплывчатой фразой, что «пассажиры должны адаптироваться к повышению цен», а если быть точнее – привыкнуть к мысли, что придется выкладывать 22 рубля за одну поездку. Надо же, какая невиданная доселе забота о людях?! В то же время в департаменте транспорта Липецка заявили для «ЛН», что сложностей при оборудовании автотранспорта аппаратами для считывания с проездных карт не возникло, муниципальный транспорт готов работать в новых условиях. Однако часть неработающих терминалов и огромные очереди там, где еще аппараты худо-бедно функционировали, говорили об обратном. 

Погорячились

Но как выяснилось, чиновники вновь погорячились со сроками введения новой системы оплаты проезда в Липецкой области, так как 1 августа чуда не произошло. Слуги народа не уложились в сроки по техническим причинам. Так, в районах, не смогли вовремя оборудовать пункты продаж и пополнения транспортных карт. Как рассказал начальник областного управления потребительского рынка и ценовой политики Николай Киреев, в некоторых муниципальных районах пассажиры автобусных сообщений начнут использовать карты не ранее 1 сентября 2017 года. А, к примеру, глава администрации Задонского района Григорий Мосолов заявил «ЛН», что «им получено распоряжение о введении новой системы оплаты проезда с 1 октября». Официальное объяснение срыва запланированного новшества – «во избежание конфликтных ситуаций, связанных с работой оборудования на территории Липецкой области».

За чей счет «банкет»?

Немудрено, что сроки отодвигаются. Вероятнее всего, такой ход чиновников был запланирован изначально. Когда власти бросили клич о подорожании проезда в муниципальном и коммерческом транспорте до 22 рублей с 1 июля 2017 года, липчане тут же кинулись покупать транспортные карты, благодаря которым экономия от одной поездки составит 5 рублей. На сегодняшний день, согласно опросу, проведенному мэрией, каждый второй горожанин обзавелся транспортной картой, которая стоит, между прочим, 80 рублей. Если взять в расчет полумиллионное население Липецка, а карты приобрели, согласно опросу, чуть ли не половина жителей города, то есть не менее 250 тыс. человек, значит выручка от продажи пластиковых карт могла составить порядка 20 млн рублей. На эти деньги можно с легкостью отремонтировать все терминалы и обновить аппараты в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях. Вот и получается, что за внедрение новой системы проезда (пусть и частично), но липчане расплатились из собственного кармана. Но видимо, сбор денег еще не окончен, раз сроки отодвигают в очередной раз.

P. S.

Впрочем, сами чиновники уверяют, что им палки в колеса вставляют частные перевозчики. Представители управления дорог и транспорта, управления труда и занятости, Государственной инспекции труда в Липецкой области сошлись во мнении, что владельцы автобусов в сговоре с водителями ломают терминалы оплаты транспортных карт. Причина – нежелание расставаться с наличными денежными средствами, которые позволяют собирать неучтенные доходы.

Егор ОРЛОВ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
12:16 16.08.2017