Progorod logo

Сколько стоил бензин на советских АЗС: правда и мифы о том, когда содержать машину было дешевле

17:57 31 октябряВозрастное ограничение16+
Из архива редакции

Многие современные автовладельцы с ностальгией вспоминают советские времена, представляя, насколько легко тогда было содержать машину. В 60-е годы литр бензина А-66 стоил всего 6 копеек, примерно как поллитровая бутылка газировки «Буратино».

Но чтобы понять реальную картину, нужно учитывать все факторы того времени — уровень зарплат, доступность автомобилей и условия их обслуживания.

Цены и зарплаты: как это было на самом деле

При средней зарплате рабочего или инженера 80-120 рублей в месяц, бензин казался копеечным. На одну зарплату можно было купить более 1300 литров топлива. Однако самих автомобилей, к сожалению, было крайне мало. Они считались роскошью, доступной в основном номенклатурным работникам и самым удачливым гражданам. Улицы городов пустовали, а милиционеры-регулировщики знали «в лицо» машины всех важных персон.

Заправочные станции в провинции больше напоминали магазины с разливным топливом. Водители сами наливали бензин в специальные мерные ведра — 10 или 20 литров, а потом переливали в бак своего «Москвича» или «Волги».

Ассортимент включал как бензин марок А-66 и А-72, так и керосин, солярку, масла и смазки. Работали заправки строго до 17:00, с обязательным обеденным перерывом, когда кассир закрывал железный замок и уходил обедать.

Качество топлива и обслуживание автомобилей

Бензин А-66 был прямогонным, без современных присадок, с характерным запахом. При этом его качество оставалось стабильным — разбавлять топливо никто не пытался. Расход у советских автомобилей был сравним с современными: те же «Москвичи-403» потребляли 7-8 литров на 100 км. Интересно, что двигатели легко заводились даже в сильные морозы с помощью ручного кривого стартера.

Ресурс двигателя достигал 150 тысяч км, а с учетом нескольких капитальных ремонтов машина могла прослужить до 500 тысяч км. Масло меняли каждые 2 тысячи км, фильтры стоили копейки, а некоторые умельцы и вовсе изготавливали их самостоятельно из подручных материалов. Запчасти были доступны, а большинство поломок можно было устранить своими силами.

Так когда же было выгоднее?

Однозначно ответить сложно.

С одной стороны — символические цены на топливо и запчасти, возможность самостоятельного ремонта, минимальные требования к качеству ГСМ.

С другой — дефицит самих автомобилей, их относительно невысокое качество и комфорт, постоянная необходимость что-то чинить и подстраивать.

Современные машины требуют больше затрат на обслуживание, но предлагают несравненно больший комфорт, безопасность и надежность. Они доступны практически каждой семье, а их эксплуатация не требует специальных технических знаний.

Возможно, истина где-то посередине: в советское время содержать машину было проще в финансовом плане для тех, кто ее уже имел, но сама возможность иметь автомобиль была привилегией, а не нормой, как сегодня. Современный автовладелец платит больше, но получает взамен качественно другой уровень мобильности и комфорта.

По материалам дзен-канала «Автовод со стажем»

Читайте также:

Какой знак на перекрёстке главнее: знак «Стоп» или «Уступи дорогу» - запомните раз и навсегда Гашник объяснил, что ответить инспектору на просьбу открыть капот: законный способ сократить общение Не спешите заводить мотор: водителям объяснили, чем грозит запуск сразу после включения зажигания
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: