Progorod logo

Как правильно ответить инспектору ГАИ, если он требует открыть капот для сверки агрегатов

01:02 14 декабряВозрастное ограничение16+
Из архива редакции

На дороге вас остановили, проверили документы, а затем инспектор просит открыть капот для «сверки номеров агрегатов». У многих водителей подобное требование вызывает недоумение и законный вопрос — а обязан ли я это делать?

Разбираемся, что говорит закон, какие могут быть скрытые мотивы у такой просьбы и как действовать грамотно, чтобы не нарушить правила, но и не усложнить себе жизнь.

Законные основания для проверки под капотом

Да, у инспектора есть такое право. Оно основано на законе «О полиции» и ведомственных приказах МВД, которые разрешают сотрудникам проводить осмотр и досмотр транспортных средств, а также проверять идентификационные номера. Важное слово здесь — «проверять». И крайне необходимо понимать разницу между осмотром и более серьёзной процедурой — досмотром.

Осмотр — визуальное изучение автомобиля снаружи и из салона. Он может проводиться без составления протокола и понятых. Просто «заглянуть под капот» в рамках осмотра — уже спорная ситуация. Досмотр — более формальная процедура. Она проводится, если есть достаточные основания (например, ориентировка на угон). При досмотре обязательно составляется протокол в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи. Конкретно в рамках досмотра и происходит полноценная сверка номеров агрегатов. Почему инспектор может просить открыть капот: 3 основные причины

За просьбой чаще всего скрывается конкретная цель, о которой вам могут не сказать прямо.

Реальная сверка номеров. Основная заявленная причина. Инспектор проверяет, соответствуют ли номера двигателя (а порой и других узлов) данным в свидетельстве о регистрации (СТС). Несовпадение может указывать на замену двигателя без оформления или, что хуже, на перебитые номера. В данном случае автомобиль могут задержать для экспертизы. Поиск технических неисправностей. Из-под капота легко обнаружить серьёзные утечки технических жидкостей (тормозной, из ГУРа), обрыв ремней или другие поломки, которые являются основанием для запрета эксплуатации. Найденная неисправность — весомый повод для штрафа и даже эвакуации машины. Проверка на нештатное оборудование. Инспектор может искать газобаллонное оборудование (ГБО), установленное без согласования, или запрещённые устройства вроде спецсигналов («мигалок») и неподходящих по цвету ламп. За это также предусмотрены серьёзные санкции. Как правильно действовать водителю

Ваша основная задача — сохранять спокойствие и контролировать процесс, не отказываясь от сотрудничества грубо.

Вежливо уточните причину. Спросите: «На каком основании проводится проверка? Есть ли у вас ориентировка или данные, что автомобиль в розыске?». Убедите инспектора конкретизировать мотив. Предложите оформить процедуру по закону. Если инспектор настаивает на проверке номеров агрегатов, спокойно скажите: «Я готов предоставить автомобиль для досмотра. Пожалуйста, составьте протокол досмотра в соответствии с законом, пригласите понятых или используйте видеозапись». Ваше законное право. Правильно оформленный протокол защищает и вас, и инспектора. Включите видеозапись. Сообщите, что будете вести съёмку на телефон для фиксации процесса. Самый эффективный способ пресечь возможные злоупотребления. Камеру направляйте так, чтобы было видно и инспектора, и действия под капотом. Следите за действиями инспектора. Когда капот открыт, наблюдайте, куда конкретно смотрит сотрудник. Если он явно не сверяет номера, а разглядывает узлы, то вы имеете право тактично поинтересоваться, что именно он проверяет в данный момент. Ваши права и обязанности

Инспектор может потребовать открыть капот, но, как правило, для этого должны быть веские причины (ориентировка, явные признаки несоответствия). Вы, в свою очередь, имеете право на то, чтобы процедура была проведена корректно: с оформлением протокола досмотра и в присутствии свидетелей или видеозаписи.

Не бойтесь вежливо настаивать на соблюдении этих формальностей. Не нужно «пререкаться», однако и не нужно бояться использовать цивилизованный способ защитить свои права. Спокойное знание закона и готовность к диалогу — лучшая стратегия в такой ситуации, пишет автор дзен-канала «Автоюрист. Всё о ДПС».

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: