Progorod logo

Неудавшиеся шедевры: самые странные советские машины, которые вы не увидите на дорогах

07:30 28 октябряВозрастное ограничение16+
freepik.com

За привычными прямоугольными силуэтами советских автобусов скрывается целый мир смелых экспериментов. Конструкторы той эпохи не всегда думали только о функциональности — иногда они создавали настоящие транспортные произведения искусства, которые, увы, так и не стали частью наших улиц. Эти машины опережали время, удивляли нестандартными решениями и доказывали, что даже в эпоху тотального дефицита фантазия инженеров не знала границ.

Ярославский гигант: когда размер имел значение

Еще в 1930-е годы ярославские конструкторы замахнулись на создание настоящего дорожного колосса. Результатом их трудов стал трехосный ЯА-2 длиной более 11 метров, способный вместить 80 пассажиров. Для своего времени это была невероятно роскошная машина — с хромированными деталями, кожаными сиденьями и изящными светильниками в салоне. Под капотом этого красавца скрывался американский мотор мощностью 103 лошадиные силы, что для советских дорог 1930-х было настоящей экзотикой. Правда, весила эта махина больше тонны, что делала ее передвижение по городу довольно сложным предприятием.

Автобусные поезда: неожиданное решение пассажирской проблемы

В 1958 году советские дороги увидели необычный гибрид — автобус с пассажирским прицепом. Модель ПАЗ-671А, созданная для сельской местности, тащила за собой целый вагончик с людьми. Казалось бы, гениальное решение для увеличения вместимости без создания огромного транспортного средства. Но на практике оказалось, что управлять таким составом — задача не для слабонервных. Автопоезд плохо входил в повороты, трясся на ухабах и тормозил с опаздыванием. Пассажиры в прицепе чувствовали себя как в стиральной машине, поэтому проект быстро закрыли.

Двухэтажная революция с нестандартным подходом

В 1972 году появился НАМИ-0159 — советский взгляд на двухэтажный автобус. Но вместо того, чтобы размещать пассажиров на втором этаже, конструкторы подняли туда... кабину водителя. Полностью остекленная, она напоминала кабину пилота и обеспечивала обзор как с вертолета. Основной салон оставался внизу, что позволяло увеличить полезное пространство на 30%. Автобус имел автоматическую коробку передач и бензиновый двигатель V8, но так и остался экспериментом, хотя и очень перспективным.

Советская "гармошка" и первые электробусы

Задолго до появления современных сочлененных автобусов в СССР создали свою "гармошку" — ЛиАЗ-5Э-676 длиной 15,4 метра. Народ тут же прозвал его "колбасой" за характерную форму и красный цвет. Машина могла бы стать настоящим прорывом, но двигатель мощностью 150 лошадиных сил оказался слишком слабым для 11-тонного гиганта.

Еще более удивительным был электробус на базе троллейбуса СВАРЗ-ТБЭС, созданный в 1950-х годах. Он курсировал в аэропорту Внуково, перевозя пассажиров на электрической тяге — за decades до того, как это стало мировой тенденцией. Увы, стоимость производства и обслуживания оказалась слишком высокой даже для прогрессивного СССР.

Курортные кабриолеты и эстонская экзотика

Представьте себе автобус без крыши, везущий отдыхающих по набережным Ялты или Сочи. Такие кабриолеты на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53 действительно существовали! Их брезентовые тенты складывались, превращая обычную поездку в незабываемое путешествие под южным солнцем.

А в Эстонской ССР придумали свой уникальный автобус — ТА-6. Его особенностью было нестандартное расположение педалей: тормоз справа, газ посередине, а ручник и вовсе слева от водителя. Несмотря на кажущуюся неудобность, управлять им было на удивление легко, хотя широкого распространения модель не получила.

Туристические "Карпаты" с раздвижной крышей

Львовский автозавод в 1963 году представил междугородний автобус ЛАЗ-699 "Карпаты". Вторая версия этой модели предлагала пассажирам уникальную опцию — сдвижную брезентовую крышу, превращавшую поездку в настоящее приключение. Правда, за эту роскошь пришлось расплатиться туалетом и гардеробом, которые убрали для увеличения вместимости.

Эти смелые эксперименты показывают, что советское автопромышление было способно на нестандартные решения. Пусть многие из этих машин не пошли в серию, они навсегда остались в истории как свидетельство того, что даже в самых стандартизированных системах находится место для творчества и инноваций.

Читайте также:

В ГАИ объяснили, когда можно лишиться прав, даже не садясь за руль автомобиля Штрафы для машин старше 10 лет: что правда, а что вымысел в новых проверках Врач перечислил болезни, из-за которых водителей могут лишить прав уже в 2027 году Почему перестали выпускать "безвтыковые" двигатели и теперь гнёт клапана: разбираемся в причинах
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: