Липчане заедают кризис

Как сообщила сегодня на брифинге заместитель председателя департамента экономики – начальник управления потребительского рынка Нина Дорофеева, снижение произошло в основном за счет непродовольственной группы товаров. За семь месяцев их продажа уменьшилась на 20%. В настоящее время доля промтоваров в общей структуре товарооборота составляет 54,7%. В 2008 году в Липецке она достигла 59%.
В значительной степени это объясняется существенным сокращением выдачи кредитов населению банками для приобретения автомобилей, бытовой техники и других дорогостоящих товаров длительного пользования. Проблемы с получением кредитных линий возникли и у самих торговых предприятий, в связи с чем некоторые предприниматели вынуждены сокращать или перепрофилировать свой бизнес. Так были закрыты магазины «Санта Хаус», «Бригадир», «Эльдорадо» (ЦУМ, ТЦ «Москва»). Вместо торгового цента «Энергия» открывается продовольственный магазин «Покупайка». Помещение «Жемчужины» на проспекте Победы занял продуктовый «СПАР».
Одновременно реализация продовольственных товаров увеличилась на 16,8%. При этом продажа алкогольной продукции возросла на 33%.
Как известно, ситуация на потребительском рынке определяется реальными доходами населения. По данным статистики за 7 месяцев они составили 98% к уровню прошлого года, в то время как индекс потребительских цен в целом по области за аналогичный период достиг 114,9%.
Однако в сфере торговли Липецк продолжает сохранять лидирующие позиции среди городов Центрально-Черноземного округа, подчеркнула Нина Дорофеева. Оборот розничной торговли на душу населения в 1 полугодии 2009 года в городе составил 29955 рублей. В Воронеже этот показатель ниже на 43,2%, в Белгороде – на 45,7%, в Тамбове – на 41,2%, в Курске – на 47,4%, в Орле – на 31,2%.
Несмотря на экономические трудности, в областном центре продолжается развитие сети: в первом полугодии открыто 32 предприятия розничной торговли, 9 предприятий общественного питания и 15 объектов бытового обслуживания. Дополнительно создано более 620 рабочих мест.
Общественное питание сохраняет свои позиции, в основном, за счет общедоступных предприятий средней вместимости. Однако и в этом секторе есть потери. Падение оборота с начала года здесь составило 13,5%. С января закрылись 6 объектов, в том числе кафе «ПростоКашино», «Визит».
Устойчивыми темпами в 2009 году развивается лишь сфера бытового обслуживания. Объем оказанных населению услуг в целом по городу составил 1,6 млрд. рублей с темпом роста 110% при среднероссийском показателе 104%. Немаловажную роль в становлении отрасли сегодня играет малый бизнес, на долю которого приходится 88% объема бытовых услуг Липецка.
В городе продолжается реализация мер, направленных на снижение влияния финансово-экономического кризиса и обеспечение условий для формирования устойчивой конкурентной среды на продовольственных рынках. Систематически проводится мониторинг основных показателей работы торговых организаций. Его результаты подтверждают: ассортимент и уровень товаронасыщенности социально значимых продуктов питания (хлеб и хлебобулочные изделия, молокопродукты, масло растительное, яйца куриные) не изменились. В торговых предприятиях, в том числе крупных сетевых компаний, доля продукции липецких товаропроизводителей в ассортиментном перечне колеблется от 50% до 100% в зависимости от товарных групп. Местным товаропроизводителям по согласованию с управлением потребительского рынка разрешена установка тонаров без оформления земельных отношений. Всего с начала года согласовано размещение 75 объектов мелкорозничной торговли.
Кроме того, реализация продукции местных товаропроизводителей осуществляется более чем на 200 оборудованных торговых местах, из них 170 – нестационарные. Организована торговля на специализированных площадках. С начала года в Липецке проведено 14 ярмарок выходного дня, населению продано товаров более чем на 24 млн. рублей.
Расширен ассортимент реализуемых товаров в весенне-летний период. Выдано 110 разрешений на реализацию овощей, фруктов и бахчевых культур (в 2008 г. – 44).