НЛМК окончательно избавился от Матырского водохранилища
Напомним, что само «Липецкое море» с 2005 года является федеральной собственностью. Матырское водохранилище – самый крупный водный объект в нашем регионе. Его объём составляет 144 миллионов кубометров воды из тех 400, что находятся на территории области. Водохранилище было создано в 1976 году для нужд НЛМК. В то время планировалось, что Новолипецкий завод станет выпускать 20 миллионов стали в год. Как вспоминает экс-губернатор Михаил Наролин, для того, чтобы металлурги смогли осуществить свои грандиозные планы, собирались построить автомагистраль «Липецк-Старый Оскол». По ней должны были идти колоны грузовиков с рудой. А для того, чтобы заводу хватало воды для воплощения своих проектов, решили создать водохранилище.
В начале 90-х Ноолипецкий комбинат приватизировал гидросооружения водохранилища, но недавно оно было возвращено в федеральную собственность по решению арбитражного суда, которое вступило в силу 23 декабря 2004 года. Помогли этому юристы НЛМК, ведь новая версия Водного кодекса закрепляла все водные объекты за государством. После этого гидротехнические сооружения водохранилища продолжал обслуживать Новолипецкий комбинат. Но с апреля 2007 года этого уже не будет.
Как нам сообщили в пресс-службе областного Совета депутатов, из бюджетов всех уровней на содержание «Липецкого моря» в текущем году выделено 15 миллионов рублей.
Справка:
По словам Михаила Наролина, который в начале семидесятых отвечал за мелиорацию земель в Липецкой области, на дне «моря» нет ни одной деревни, и ни одного скотомогильника. Захоронения животных под наблюдением санитарных врачей специально перенесли в другие места. А населенных пунктов там, где сейчас дно водоема, и не было.
Но людей переселяли. Это делали в Грязях, в селе Ярлуково, в поселках Матырский и Новая Жизнь. Там большая часть домов находилась в зоне возможного подтопления. Их обитателям предлагали квартиры в специально построенных многоэтажках в Липецке или Грязях. На выбор.
В пойме Матыры располагались овощные плантации совхоза «Дружба». Но так как им грозило затопление, государство решило компенсировать возможные потери сельхозпредприятия. В Ярлуково построили несколько блочных многоэтажек для работников, насосную станцию и трубопровод для орошения полей.
Земснарядами специально углубляли водохранилище. Делали это для того, чтобы не рос камыш, и не размножались комары. Государство осуществляло антималярийную программу. Но, по признанию Наролина, не везде успели довести дело до конца.
Интересно, что после окончания строительства дамбы, в Липецке поднялся уровень грунтовых вод. Даже в поселке Сырский Рудник с тех пор затапливает подвалы.
Сейчас НЛМК уже не пользуется водой из Матырского водохранилища. Хватает воды и реки Воронеж. Кроме того, здесь проводят политику техперевооружения. Она подразумевает переход металлургического производства на замкнутый цикл водоснабжения.
Два года назад в Липецке всерьез стали обсуждать идею осушения, на то время, практически бесхозного «моря». Все это вылилось в прессу. Горячих голов сумели остановить экологи.
Вот, что тогда заявил одной из ведущих липецких газет заместитель руководителя Донского бассейнового водного управления, начальник отдела водных ресурсов по Липецкой области Михаил Михалев: «Если бы эта бредовая идея, а иначе я её никак назвать не могу, осуществилась, то потребовались бы огромнейшие средства на рекультивацию той территории, которая в этом случае обнажилась бы. Ведь за те тридцать лет, которые прошли с момента заполнения водохранилища, образовались значительные иловые отложения. Превратившись в микроскопическую пыль под действием солнца и воздуха, они разнесутся ветром на огромные расстояния. Тем самым экосистеме будет нанесён не просто вред, это будет экологическая катастрофа. Так что сделать всё, как было раньше, до строительства водохранилища, абсолютно нереально».