Ученые Елецкого университета выступили против пиар-проекта областной администрации

Ученые Елецкого университета выступили против пиар-проекта областной администрации
Это вымысел, и только. На такого рода вымыслах строить работу с туристами или какую-либо иную деятельность, разумеется, нельзя....
На историческом факультете Елецкого государственного университета им. И. Бунина под председательством заведующего кафедрой российской истории и археологии, профессора, доктора исторических наук Николая Тропина состоялся «круглый стол», в работе которого приняли участие ученые ЕГУ, студенты и аспиранты, представители краеведческой общественности.

Речь шла о «бренде Ельца», то есть о проекте «Елецкий рубеж Тамерлана», автором которого является руководитель московской фирмы «АРТ-Саммит» Нелли Затонских. Это тот самый проект, где предлагается версия спасения Руси от полчищ Тамерлана, в которой нет места явлению Богородицы спящему завоевателю, зато присутствует некая, неизвестная летописям и иным источникам, княжна Марья Федоровна, дочь Елецкого князя.
Елецкая газета «Красное знамя» приводит наиболее характерные высказывания с этого «круглого стола».
Н. А. ТРОПИН, доктор исторических наук:
— Начинать работу над туристическим брендом нашего города следует с серьезных научных исследований. Надо изучать письменные источники, проводить археологические раскопки.
Понятно, что бренд — это продукт популярный, не претендующий на научную строгость. Но создавать любой популярный продукт, имеющий отношение к науке, в нашем случае к истории, следует строго на научной основе.
Ущербность конкретно этого проекта состоит в том, что историческая наука оставлена в стороне. Слишком поспешно озвучены были «художественные образы бренда» вопреки темпам научных исследований, мнение не всех специалистов рассматривалось. В итоге хорошая идея оказалась дискредитирована.
Н. А. БЕЛЬКОВА, кандидат филологических наук:
— Если вместо Богородицы мы примем вариант с елецкой княжной Марьей Федоровной, то в стороне остается мощнейший пласт православной культуры. Нельзя забывать о том, что русская культура замешана на православии и что история нашего города, его памятники — яркое тому свидетельство.
Если говорить о туризме, то нельзя забывать о том, что наш город имеет большой потенциал для религиозного туризма, и мы можем его растерять, если будем так неуважительно относиться к истокам собственной культуры.
Т. В. КРАСНОВА, кандидат филологических наук:
— Нужен ли вообще нашему городу некий искусственно созданный бренд? Для образованного человека, знающего, кто такие Бунин, Пришвин, Розанов, само название города скажет о многом. Искусственные построения вроде того, что мы сейчас обсуждаем, имеют особенность — они очень непрочные. Стоит потянуть за одну ниточку, и сразу обнажаются все противоречия и нелепости. Мы можем в посмешище превратиться, если примем эту версию.
В. С. СОЛОВЬЕВ, доктор исторических наук:
— Что касается истории с обнаружением в гробу Тамерлана скелета славянской женщины, то тут возникло недоразумение. Это я сообщил разработчикам проекта этого бренда, что Тамерлан был из монгольского племени, в котором языческие пережитки были сильнее, чем мусульманство, что у монголов было принято хоронить военачальников с любимыми наложницами и что среди востоковедов ходили разговоры о том, что вроде бы в случае с Тамерланом имело место нечто подобное. Но все это лишь версия, которую надо уточнять, изучать научные архивы. Пока же на основании этого, разумеется, нельзя строить никаких концепций.
Н. А. ТРОПИН:
— Вымысел, выдумка и легенда — это совсем не одно и то же. Легенда о явлении спящему Тамерлану Богоматери, разумеется, не является правдой в научном смысле слова. Но это устойчивая легенда, восходящая к началу XVIII века, если не к более раннему периоду. Она — часть истории и культуры Ельца сама по себе и имеет право на существование как легенда и яркое местное предание.
Что касается дочери елецкого князя, то источники об этом не сообщают. Вымышленная история с княжной Марией на статус легенды претендовать не может. Это вымысел, и только. На такого рода вымыслах строить работу с туристами или какую-либо иную деятельность, разумеется, нельзя. Целесообразно было бы прежде всего провести археологические раскопки на Кошкиной горе и найти остатки той крепости, в которой могла жить княжна.
Н. А. БЕЛЬКОВА:
— Вообще не совсем понятно, почему эту работу поручили людям со стороны. Неужели мы здесь хуже знаем свою историю, чем москвичи? Специалисты нашего вуза, в котором есть и историки, и краеведы, и филологи, и специалисты по турбизнесу, вполне могли бы предложить бренд не хуже того, что мы обсуждаем. В качестве альтернативы можно разрабатывать бренд «Бунинская Россия», имеющий в нашем вузе значительные наработки.

Остальные участники «круглого стола» в целом согласились с высказанными мнениями.
Таким образом, научная и краеведческая общественность пришла к выводу, что для создания туристического бренда нашего города необходимы серьезные исторические, историко-культурные, археологические изыскания, которые могут выполнить специалисты как елецкого университета, так и других научных центров. Кроме того, если власти области и Ельца хотят превратить его в крупный туристский город, то средства следует направлять, прежде всего, на сохранение памятников архитектуры и культуры. В частности, пора, наконец-то, сделать старое городское кладбище мемориальным. Больших вложений средств, причем целевым характером, требуют благоустройство и развитие инфраструктуры.
Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram