В липецких школах не хватает учителей

В липецких школах не хватает учителей
Сегодня на общегородском оперативном совещании перед главой города Михаилом Гулевским отчитался заместитель председателя департамента образования администрации Липецка Евгений Павлов
В настоящее время в муниципальную образовательную систему, бюджет которой составляет 1,5 млрд. руб. в год, входят 87 учреждений, в которых обучаются 44 тысяч детей и подростков. В них работают более 5 тысяч преподавателей и педагогов. Департамент проводит системную работу по обеспечению сохранности контингента школ. Охват обучающихся общим образованием составляет в настоящее время 99,9%. Это высокий показатель, так как причины уклонения от обучения сугубо социальные и устранить их весьма непросто. Продолжается оптимизация сети образовательных учреждений. Основанием для нее, помимо учета образовательных потребностей, являются приоритеты инновационного развития отрасли, экономическая состоятельность учреждения.

– Департамент ежегодно организует проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников школ, на которых ученики получают по результатам ЕГЭ высокие результаты, – сообщил Евгений Павлов. – По нашему общему убеждению, это стало не только следствием усилий педагогических коллективов, но и, не будем скрывать, целой армии репетиторов. Необходимо отметить, что выпускники липецких школ демонстрируют высокие результаты еще и потому, что муниципальная образовательная система вступила в апробацию ЕГЭ еще в 2003 году – притом, что в штатном режиме ЕГЭ существует только с 2008 года, а также в результате ежегодных общегородских репетиционных тестирований, проводимых по инициативе департамента. Такой же тактики мы придерживаемся, организуя государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 класса: с 2006 года она проводится по русскому языку и математике в новой форме, не носящей пока штатного характера.
Департамент образования руководит реализацией проекта «Одаренные дети». В его рамках ежегодно осуществляется подготовка и проведение муниципального этапа 24 всероссийских предметных олимпиад для двух тысяч учащихся 7-11 классов. Департамент организует муниципальные олимпиады для 500 учащихся начальных и 5-6 классов, обеспечивает участие более 25 тысяч детей во всероссийских и международных интеллектуальных играх-конкурсах. Выработанный алгоритм подготовки обучающихся к предметным олимпиадам позволяет им занимать на региональном этапе всероссийской олимпиады 60-70% призовых мест. В планах департамента – апробация новых форм выявления и системного сопровождения одаренных детей.

Департаменту образования делегированы полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Характеризуя масштабы этой деятельности и ее результаты, Евгений Павлов привел лишь несколько цифр и фактов. Так, на учете управления опеки (попечительства) и охраны прав детства департамента состоит 1 738 детей, а банк данных неблагополучных семей насчитывал 608 школьников. В прошлом году сотрудники управления провели учет жилья почти у 1500 детей, совершили 577 сделок по отчуждению жилья несовершеннолетних собственников, подготовили 976 проектов распоряжений первого заместителя главы администрации города Липецка, направили более 10 тысяч информационных писем и запросов в компетентные инстанции по разным вопросам семейного права, провели четыре тысячи консультаций по защите личных и имущественных прав детей, участвовали более чем в 1200 судебных процессах по защите законных прав несовершеннолетних.

Департамент образования – один из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важной при проведении работы в данном направлении является обеспечение занятости обучающихся организованным досугом и социально значимой деятельностью. Так, охват детей дополнительным образованием в школах и учреждениях дополнительного образования составляет сегодня 60 %. В ежегодных 33-х городских творческих конкурсах принимает участие каждый из 44 тысяч школьников. В городской спартакиаде по 12 видам спорта ежегодно состязаются 5 тысяч подростков. Департамент образования в течение ряда лет инициирует широкомасштабные городские акции, в которых вместе с детьми принимают участие их родители и педагоги. Как результат – наблюдаемое снижение детской и подростковой преступности.

– Безусловно, одним из ключевых направлений деятельности департамента образования является развитие ресурсной базы учреждений образования, создание в них условий для обеспечения безопасности образовательного процесса, соответствующих современным требованиям, – подчеркнул докладчик. – Реализовать эти полномочия непросто: образовательные учреждения расположены в 111 зданиях и помещениях, две трети которых эксплуатируются более 30 лет, поэтому требуют постоянного ремонта. Общей суммы средств, ежегодно выделяемых из городского и областного бюджетов на эту цель, хватает только на исполнение предписаний надзорных органов и устранение аварийных ситуации. Средств недостаточно, чтобы развиваться.
Когда-то известный физик Резерфорд заметил: «У нас мало денег, поэтому мы должны много думать». Этим мы и занимаемся.

По словам Евгения Павлова, департамент, во-первых, старается эффективно и в полном объеме реализовать выделяемые средства. Так, исполнение бюджета отрасли в 2010 году составило 99,98 % (общий объем – 1,4 млрд руб.). Во-вторых, поддерживает деятельность образовательных учреждений по привлечению внебюджетных средств. В-третьих, использует возможности привлечения средств бюджетов других уровней, участвуя в проектах, реализуемых на условиях софинансирования.

Так, для реализации экспериментального проекта по модернизации системы школьного питания департамент привлек из федерального и регионального бюджетов свыше 150 млн руб. О результативности проводимой работы по укреплению ресурсной базы учреждений образования свидетельствует факт соответствия 99% из них лицензионным требованиям.

Особой проблемой, по мнению Евгения Павлова, является оздоровление детей в период летних каникул. Ежегодно отдых и оздоровление в школьных лагерях с дневным пребыванием обучающихся, профильном лагере и экспедициях получают свыше шести тысяч школьников, или 17,9% от общего числа обучающихся 1-9 классов. Докладчик признал, что это самый низкий показатель в регионе пор причине отсутствия должных для этого кадров и материально-технического оснащения. Поэтому департамент апробирует другие формы организации отдыха детей. Так, для организации отдыха детей и подростков в загородных стационарных оздоровительных лагерях, расположенных на территории Липецкой области, департамент за четыре лагерные смены 2010 года реализовал более тысячи путевок. План по продаже путевок в муниципальный лагерь «Орленок» выполнен всего на 70 % из-за того, что школьников и их родителей не удовлетворяет низкий уровень его материальной базы. В прошлом году на модернизацию «Орленка» израсходовано более 4 млн руб., и в настоящее время решается вопрос о подготовке лагеря к работе в круглогодичном режиме.

Евгений Павлов остановился и на еще одной острой проблеме отрасли – кадровой. Он признал, что меры, предпринимаемые на муниципальном уровне по сохранению кадрового потенциала образования, не могут предотвратить отток кадров – основной его причиной является низкий уровень заработной платы.

В заключение заместитель председателя департамента образования сказал, что липецкая школа всегда отличалась открытостью к восприятию нового. К новшествам последнего времени относятся создание Комплекса инновационных площадок, реализация социальных проектов в области образования, формирование единого воспитательного пространства города. Миссия департамента – обеспечить, инициируя эти новшества, не только стабильное функционирование, но и опережающее развитие образовательной системы.

Выслушав докладчика, Михаил Гулевский задал ему ряд конкретных вопросов. Так, главу Липецка особенно интересовал вопрос о новых стандартах в образовании учащихся старших классов, предложенных министерством образования и науки и вызвавших незаурядную общественную дискуссию. Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) вызвал критику как учителей, так и родителей, посчитавших, что старшеклассники будут изучать в обязательном порядке только три-четыре предмета, а большая часть уроков станет платной.

– Что ждет наших детей? - спросил Михаил Гулевский.

Заместитель начальника департамента образования постарался ответить на этот вопрос так, как сам понял эту тему. По словам Евгения Павлова, главный принцип государственного образовательного стандарта – получение возможности учениками 10-х и 11-х классов выбора предметов при изучении курса школьной программы. Предполагается, что некоторые из них, которые не понадобятся старшекласснику в дальнейшем при выборе вуза и профессии, будут изучаться на минимальном уровне, остальным можно будет уделить более серьезное внимание. Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа – русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая – иностранные языки, третья – математика и информатика, четвертая – общественные науки, пятая – естественные науки, шестая – искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик должен будет выбрать один-два предмета. А вот для трех предметов варианты будут невозможны. Это некий курс «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех, независимо от избранного профиля. Уровень получаемых знаний будет влиять на количество часов, отводимых на изучение того или иного предмета.

– Обязательными будут не девятнадцать предметов, как сейчас, а всего десять, – заметил Евгений Павлов.

– А если с выбором обязательных предметов школьник и его родители ошиблись, что тогда? – спросил глава города.

– Так об этом сейчас и спор, – ответил учитель.

Евгений Павлов заверил главу Липецка, что пока по этому поводу родителям нынешних выпускников волноваться незачем. «Предполагается, что апробация стандарта состоится в 2013 году, обязательным для всех школ он станет только с 2020 года», – заметил он.
18:47 21.02.2011

Комментарии

Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.