В своем блоге мэр Липецка сообщил, что на ремонт жилого фонда нужно 7 миллиардов рублей

В своем блоге мэр Липецка сообщил, что на ремонт жилого фонда нужно 7 миллиардов рублей
И раскритиковал управляющие компании и товарищества собственников жилья...
«В последние годы Липецк активно прирастает новыми микрорайонами. Однако основной жилищный фонд города представлен домами постройки 60-70 годов теперь уже прошлого века. Их состояние далеко не идеально», - пишет сегодня в своем болег на сайте администрации города мэр Липецка Михаил Гулевский. Он отмечает, что чаще всего в органы власти липчане обращаются именно по вопросам ЖКХ, а тема капитального ремонта в письмах и звонках проходит красной нитью.

«Беда эта не только липецкая, она характерна для всех городов России. Поэтому, когда в Министерстве регионального развития РФ мне предложили поучаствовать в подготовке большого совещания по заданной теме, согласился, не задумываясь. С отдельными тезисами своего выступления на форуме, который планируется провести в сентябре, хочу познакомить липчан уже сейчас», - пишет Гулевский.

Целевая программа капитального ремонта жилья реально начала действовать в Липецке с 2003 года, когда ее финансирование администрацией и горсоветом было резко увеличено – фактически в шесть раз. Существенно выросли и объемы выполненных работ. В основном они велись по трем выбранным направлениям: обновление кровли, внутридомовых сетей и панельных швов. «Постепенно мы наращивали темпы и за пять последующих лет потратили на реабилитацию многоквартирного фонда больше 740 млн. рублей. Для муниципального бюджета сумма внушительная, но откровенно теряет «в весе» при просчитанной специалистами потребности в 7 млрд. рублей. Переломить ситуацию за счет собственных ресурсов городу было не по силам, - отмечает в своем блоге мэр Липецка.

В этом отношении принятый 185-й федеральный закон стал настоящим прорывом в оздоровлении отрасли. Мощная финансовая поддержка через Фонд содействия реформированию ЖКХ позволила увеличить объемы инвестиций в существующий жилфонд до 2 млрд. рублей. Мобилизовав возможности трех уровней бюджета, за восемь лет удалось выполнить около трети всех намеченных планов. При этом был запущен механизм создания эффективных собственников жилья. Как известно, именно на собственника принятый в 2005 году Жилищный кодекс возлагает ответственность за содержание жилья. Однако в условиях хронического недофинансирования жилфонда эта нагрузка для людей оказалась бы неподъемной. По сути, устраняя объективно возникшую несправедливость, 185-й ФЗ одновременно побуждал собственников к участию в решении общих задач.

Обязательное условие оплатить 5 % стоимости ремонта поначалу неоднозначно воспринималась жильцами многоквартирных домов. В первый год действия программы софинансирования случались отказы. Сегодня картина иная. В резервном списке городского управления капитального ремонта около 300 домов, жители которых уже атакуют городские власти просьбами о скорейшем начале работ на таких условиях.

Тем не менее, проблема остается, считает мэр Липецка. »Глобальное ее решение – в формировании не назначенного законом, а реального класса собственников жилья и эффективной системы взаимодействия между ним и управляющими компаниями. К сожалению, пока большинство людей понимает личную ответственность за содержание общего имущества дома слишком узко - лишь в рамках своей квартиры. В этом причина большинства конфликтов населения и эксплуатирующих организаций. Пока есть такой пробел, рассчитывать на активное участие собственников в решении вопросов, в том числе касающихся капитального ремонта, не приходится«, - отмечает Михаил Гулевский.

»Безусловно, существуют и другие причины, затрудняющие движение вперед. Они обусловлены несовершенством законодательной базы. Не идеальны сами управляющие компании. Среди них есть временщики, заинтересованные не столько в качестве предоставления услуг, сколько в извлечении выгоды для себя«, - пишет блогер Гулевский. Он отмечает, что закон не предусматривает ограничений по допуску к управлению жилфондом недобросовестных исполнителей.

»Чтобы максимально обезопасить от них граждан, на наш взгляд, уместно использовать тот же принцип, который существует у саморегулирующихся организаций в сфере строительства, когда разрешение на данный вид работ тому или иному субъекту дает сообщество профессиональных участников рынка. Оно же берет на себя некие гарантийные обязательства, а, значит, и определенные риски. Предлагаем внести соответствующие положения в Жилищный кодекс«.

При всей своевременности и демократичности 185-й ФЗ очень жестко регламентирует условия предоставления субсидий. Претендующий на них муниципалитет должен иметь не менее 20% домов с ТСЖ, отмечет Гулевский. В то же время в законе не прописаны другие способы, например непосредственное управление, которое в последнее время получило развитие и поддержку населения. »На наш взгляд установление искусственных пропорций достаточно надуманно. Практика показывает, что пока нет рачительных собственников, способных контролировать процесс управления жилфондом, ТСЖ легко рождаются и легко умирают. Нередки случаи, когда они создаются только с целью получения субсидий. Другой минус товариществ собственников жилья – их неспособность оперативно реагировать на аварийные и чрезвычайные ситуации. Только действующие на профессиональной основе управляющие компании могут направить на их устранение обученный и квалифицированный персонал, спецоборудование, технику, транспорт. С ТСЖ в экстренных случаях непросто даже выйти на связь. Считаем, что как раз эти ограничения в 185-м законе надо, напротив, отменить, или хотя бы смягчить«, - считает Михаил Гулевский.

В связи с выходом федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, Гулевский предлагает дополнить перечень работ по капитальному ремонту. Сегодня управляющие компании занимаются установкой приборов учета, внедрением современных энергосберегающих технологий. Многие делают это за собственные средства и даже готовы брать кредиты. Такой подход к делу нужно поддерживать и поощрять.

Было бы неплохо по возможности предусматривать некую систему бонусов для тех, кто на уровне компаний занимается модернизацией инженерной инфраструктуры, стремится к использованию альтернативных, восполняемые и более экономичных источников энергии.

»Вот лишь некоторые предложения, которые на, наш взгляд, были бы полезны для дальнейшего реформирования системы ЖКХ. Подробный их перечень подготовлен и передан в Министерство регионального развития РФ&quote;, - пишет мэр Липецка.

По его словам, муниципалитеты рассчитывают на продление действия 185-го закона. Слишком тяжел груз прошлых лет, его не поднять одними лишь ресурсами местных бюджетов и собственников жилья. При поддержке федерального центра и заданных в последние годы темпах Липецк сможет выполнить утвержденный план по капитальному ремонту за 7–10 лет. Без государственной помощи процесс обещает сильно затянуться и усугубиться естественным приростом новых ветхих домов.
Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram