Невеселое новоселье
Чтобы получить жилье, семья написала полторы тысяч жалоб
Старший судебный пристав Олег Морозов, выполняя решение суда, передал Вере и Владимиру Булычевым ключи от трехкомнатной квартиры, расположенной в центре Липецка. От подачи иска до исполнения решения суда прошло двенадцать лет и один месяц.
В июле 1992 года семья Булычевых подала иск к администрации Липецка с требованием предоставить им другое жилье, потому что та квартира, в которой они проживали, не соответствовала санитарно-гигиеническим требованиям, заложенным в законах РФ и нормативных документах. У них болели дети, и эти болезни были связаны с нездоровой обстановкой в доме, подвал которого был залит канализационными водами. Жить там было нельзя: Булычевы выехали из квартиры и проживали у родственников – всей семьей (муж, жена и двое детей) в одной комнате.
Иск принял народный суд Советского района – и в результате признал факт нарушения прав семейства на здоровую окружающую среду администрацией Липецка. Правда, для этого потребовалось семь с лишним лет. 21октября 1999 года судом было признано, что двухкомнатная квартира на первом этаже дома № 10 по улице Пролетарской не пригодна для жилья. Суд обязал администрацию города предоставить семье благоустроенное жилое помещение в кирпичном доме в центральной части города.
Для выполнения вступивших в законную силу судебных решений установлен срок – два месяца. Но администрация не торопилась исполнять решение суда. Прошло 29 месяцев, прежде чем Булычевым была предложена первая квартира в старом доме на улице Интернациональной. Булычевы не согласились: плохая квартира и метраж меньше, чем им положено по нормам. К тому же, дом был с трещиной, а в подвале стояла вода.
Второе предложение от администрации Липецка последовало в марте 2004 года, после неоднократных обращений главы семейства в прокуратуру. На выбор предлагались две квартиры, одну из которых и согласились занять Булычевы. Пока, правда, в этой квартире жить нельзя. Дом построен полвека назад, и столько же лет корявым полам, и системе отопления, и продырявленным обоям на стенах. На кухне нет раковины, а старую газовую плиту, похоже, принесли со свалки… Но уж ремонт сделать можно – главное, есть, где его делать.
Справедливость восторжествовала? Но радоваться этому у Булычевых просто нет сил. Для того, чтобы добиться признания судом своих прав, за период с июля1992 года по январь 2003-го Булычевым пришлось написать 1564 жалобы в различные инстанции на действия (или, скорей, бездействие) судов, прокуратуры, органов местного самоуправления и юстиции. Количество судебных заседаний не поддается счету. Глава семейства, Владимир, инженер-строитель по профессии, изучил юриспруденцию, самостоятельно вел свой процесс, а когда начались поездки в Москву в Верховный суд, то оставил работу и стал жить на случайные заработки. Окупила ли вожделенная квартира все материальные и моральные потери, понесенные в ходе разбирательства – большой вопрос.
Галина Чаплыгина, «Российская газета», 8 сентября 2004 года