По итогам 2022 года доходная часть бюджета региона сократилась на 17% к уровню 2021-го. ННД уменьшилась почти на 23% из-за значительного падения поступлений по налогу на прибыль (на 53%) после более чем трёхкратного роста в позапрошлом году. Между тем, рост поступлений по налогам на товары и услуги на 30% к уровню предыдущего года, а также увеличение процентных доходов от размещения средств бюджета более чем в четыре раза частично скомпенсировали падение поступлений по налогу на прибыль. Объём безвозмездных поступлений вырос на 8%, при этом капитальные трансферты увеличились на 23%.
Государственный долг Липецкой области составил 13,3 млрд рублей, увеличившись за год на 22%. Рост объёма долга был обусловлен предоставлением бюджетных кредитов из федерального бюджета. Часть этих кредитов (2,3 млрд рублей) была направлена на погашение долговых обязательств Липецкой области и её муниципальных образований, остальная сумма (1,4 млрд рублей) была использована для финансирования инфраструктурных проектов. График погашения долга региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. Однако в ближайшие два года области необходимо погасить или рефинансировать 27% долга, а в текущем году погашению подлежат 13% от его общего объёма.
Аналитики АКРА отметили, что экономика Липецкой области по-прежнему зависит от динамики производства в металлургическом секторе. По расчётам агентства, металлургическая промышленность сформировала порядка трети налоговых поступлений за 2022 год. Годом ранее этот показатель превосходил 58%. Усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений от металлургического производства составила порядка 40%. По итогам 2023 года возможно дальнейшее снижение концентрации экономики на указанной отрасли из-за прогнозируемого сокращения налоговых поступлений в этой сфере. Крупнейшим налогоплательщиком области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью от металлургического комбината.
Валентина СЕЛИВАНОВА