Авторы стратегии приводят стальные цифры. Россия на первом месте в мире по экспорту никеля и алюминия, на втором – по производству алюминия, никеля и титана. Чёрная металлургия даёт 1,4% ВВП страны, около 6% валютных поступлений. На неё приходится 15% всех железнодорожных перевозок, 5,3% потребления электроэнергии, 5,8% газа. Добавим цветную металлургию, у которой 2,3% ВВП, почти 4% объёма российского промышленного производства, 3,6% экспорта.
В общем, отрасль огромная даже по мировым меркам. У России пятое место в мире по производству стали после КНР, Японии, США и Индии. По экспорту – четвёртое, перед нами Китай, Япония и Германия. При этом по внутреннему потреблению стали мы на шестом месте в мире. Проблема в том: если внутренний российский спрос на сталь будет расти нынешними темпами, к 2020 г. наша страна станет четвёртым в мире рынком металлов. Поэтому так важно резко нарастить стальное производство, чтобы и экспорт увеличить, и самим хватило.
Цели ясны, с методами сложнее. Главная проблема, конечно, ресурсы. «Считается, будто российская металлургия пользуется преимуществом дешёвых энергоносителей. Это давно неправда. С 2009 по 2014 г. цены на газ для промышленности выросли в 2,5 раза, стоимость железнодорожных перевозок – в два раза. При этом стоимость сталей в среднем увеличилась только на 20%», – говорит директор ЦНИИчермет им. Бардина К. Косырев.
У цветной металлургии отдельная проблема. Как ни удивительно, в России дефицит запасов цветных металлов. Не потому что нет, просто последние 20 лет их не разведывали. Нужно поднимать отрасль. Для этого прежде всего требуются деньги. По плану до 2020 г. компании вложат в создание новых металлургических мощностей 1,25 трлн рублей. В результате лицо отрасли изменится до неузнаваемости. Например, уже в 2016 г. в РФ не останется знаменитых мартеновских печей, потому что на нынешнем этапе развития металлургии эта легендарная технология уже устарела.
Константин ГУРДИН