Верховный суд переписал правила: пешеход на переходе больше не стоп-сигнал — как это толковать
- 01:02 6 декабря
- Виктория Рублёва
Ситуация у пешеходного перехода часто ставит водителей в тупик. Подъезжаешь к «зебре», видишь человека на тротуаре, и рука уже тянется к тормозу. Но всегда ли это необходимо?
Недавние разъяснения Верховного суда прояснили спорный момент. Оказывается, не каждый пешеход у края проезжей части является автоматическим «стоп-сигналом». Теперь важно понимать не букву, а суть правила, чтобы не получить несправедливый штраф и не становиться причиной хаоса на дороге.
Конкретный пример: почему водительница оказалась права
Нагляднее всего суть разъяснений показывает случай из Кемерово. Водитель, поворачивая направо у перехода, была оштрафована на 2500 рублей за то, что не уступила дорогу пешеходу.
Она обжаловала постановление, предоставив запись с видеорегистратора. На записи было четко видно: женщина пропустила всех, кто уже шёл по «зебре». А один человек, на которого указал инспектор, стоял на тротуаре в метре от проезжей части, разговаривал по телефону и не проявлял ни малейшего намерения начать переход. Его траектория и путь автомобиля не пересекались.
Первоначально суд согласился с инспектором, но вышестоящая инстанция, изучив видео, отменила штраф. Прецедент стал важным сигналом: само по себе нахождение человека возле перехода не обязывает водителя экстренно тормозить. Основное значение имеют его действия и создаваемая автомобилем помеха.
Что на самом деле означает «уступить дорогу»
Согласно ПДД и позиции Верховного суда, водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть или вступившему на неё для перехода. Само понятие «уступить» означает, что вы не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление.
Отсюда вытекают простые и понятные критерии для водителя:
- Если пешеход стоит на тротуаре, смотрит в другую сторону, разговаривает по телефону или ждёт — вы не обязаны останавливаться. Ваш автомобиль не создаёт ему помех, так как он ещё не начал движение.
- Если пешеход сделал шаг на проезжую часть или уже идёт по переходу — безусловно, нужно остановиться и дать ему пройти.
- Если человек явно намеревается перейти, например, смотрит на дорогу и приближается к краю тротуара, — лучше притормозить, предвосхищая его действия. Это вопрос взаимной вежливости и безопасности.
Основной принцип, который подчеркивают суды — это реальная помеха. Если траектории не пересекаются, и ваша машина не вынуждает пешехода останавливаться или ускоряться, нарушения нет.
Как защитить себя от необоснованного штрафа
Первое и главное правило — установить качественный видеорегистратор. Его запись, как в истории из Кемерово, является самым весомым доказательством в вашу пользу. На видео должно быть четко видно положение пешехода, его действия и траекторию вашего автомобиля.
Второе — не бояться обжаловать штраф, если вы уверены в своей правоте. Многие постановления отменяются при предоставлении объективных доказательств.
Третье — всегда снижать скорость при приближении к пешеходному переходу. Это даст вам время на правильную оценку ситуации и покажет ваши добрые намерения.
Таким образом, новые разъяснения не отменяют обязанность уступать дорогу, а делают её более логичной и привязанной к конкретным обстоятельствам. Безопасность на дороге — всегда про взаимоуважение между водителем и пешеходом, а не слепое следование формальностям. Спокойная оценка обстановки и понимание сути правил помогут избежать конфликтов и несправедливых штрафов, пишет автор канала Про авто.

