«Золотой век» липецких газет

«Золотой век» липецких газет
Любой газетчик скажет вам, что тиражи очень многих липецких газет – «дутые». Если приглядеться, то ярлычок «Национальной тиражной службы» вы увидите возле тиража только в двух(!) местных изданиях
Что для газеты главное? Тираж. Чем он больше, тем лучше. И разговор сейчас не о реально напечатанных, а затем купленных экземплярах. Я имею в виду пять маленьких цифр внизу последней страницы любой липецкой газеты. Их тискают для рекламодателя. Да и политики, вернее их пресс-секретари, любят заглядывать на последнюю страницу. А все для того, чтобы увидеть благословенную цифру, которая говорит – нас читает очень много людей!!! Вот тут и есть самое интересное.

Что же мы получаем в реальности? Любой газетчик скажет вам, что тиражи очень многих липецких изданий – «дутые». Если приглядеться, то ярлычок «Национальной тиражной службы» вы увидите возле тиража только в двух(!) местных газетах. А их у нас 67. Почему же еженедельники и рекламные листки не спешат обращаться к аудиторам «НТС» - той организации, которая подтверждает тираж газеты, и тем самым защищает рекламодателей от обмана?

Услуги Национальной тиражной службы – не дороги. Получается – не хотят. Ведь указав завышенный тираж, большинство газетчиков считает, что создает некий респектабельный вид своему изданию, забывая, что респектабельность происходит от английского слова «респект» - «уважение». В данном случае, нужно уважать того, кто покупает у тебя «джинсу» и место под модули. Уважать, а не обманывать. А завышая тираж, можно увеличивать расценки на рекламу. Так как реальные расходы на печать у «хитрецов» меньше, то газеты хорошо «наваривают».

Но большинство все же старается поддерживать свой настоящий тираж близко к напечатанному на последней странице. Каким способом?
Могу смело сказать. Сейчас для наших газет наступил «золотой век». Возьмите экземпляры этих же изданий эдак двух-трехлетней давности. И сравните с нынешними. Вы их не узнаете! Прежде всего, к лучшему изменилась верстка.

Взять, к примеру, «Липецкую неделю». Три года назад ее тираж едва-едва дотягивал до полутора тысяч. Чтобы спасти газету, власти даже сделали ее официальным изданием партии «Единство». «Медведей» почти насильно заставляли подписываться на нее. Не помогло. Ведь, чтобы газету читали, ее нужно уметь(!) делать.

Но пришел новый человек. И тираж резко подскочил. Он просто скопировал все то, что есть лучшего в мире таблоидов. Скопировал все подчистую у английской, самой скандальной газеты «Сан». Верстку, шрифт, стиль написания текстов. Даже голых девушек на третьей странице. К слову, у Руперта Мердока (есть такой австралийско-английский медиа-магнат), позаимствовали идею не только липчане. Сестричкой-близнецом «Сан» стали «Жизнь» и «Экспресс-газета». Да и «МК», «Комсомолка», «Провинциальный репортер» используют все те же принципы.

Но вернемся к «Липецкой неделе». Сейчас газета несколько отошла от «образца». Изменился цвет (коричневый, на мой взгляд, не очень удачен; а желтый наша типография воспроизвести не может). Да и на третьей полосе пропали обнаженные дивчины. А знаете почему? Редактор таблоида, Виктор Лисовский, признался - липчане неохотно присылали фотографии девушек. Да еще и засыпали редакцию возмущенными письмами.

Кстати, больше «фоток» приходило из Ельца. Но именно скандал из-за них и «похоронил» рубрику. Некий, предприимчивый ельчанин, прислал фотографию полураздетой любимой. Получил деньги. А потом «подбил» ее подать на редакцию в суд. Процесс авантюристы проиграли. Но журналисты решили не наступать на одни и те же грабли дважды.

Сейчас тираж «ЛН» (ее редакция сейчас почему–то раскручивает бренд «Е») вырос в разы. Но, достигнув планки в 14900, дальше пойти таблоид не смог. Слишком большая конкуренция на этом поле. Ведь совокупный тираж липецких еженедельников, рассказывающих о скандалах в «звездном» мире, маньяках и новых выходках маргиналов, близок к 90 тысячам.

А сообщать другие липецкие новости, глубже копать у «Липецкой недели», «Провинциального репортера», «Житья-бытья» и прочих, не получается. Их репортеры, пытаясь не выходить за рамки заданного формата, слишком скупо и поверхностно пишут о политике, экономике области. А если наша элита и появляется на страницах «желтых», то для того, чтобы рассказать, как и где они отдыхают.

Причем журналисты умудряются напутать в именах самых известных липчан. Так, например, депутата, почетного гражданина Липецка, бывшего главного инженера НЛМК Андрея Белянского, они называют Николаем. Но в принципе, журналистов трудно в чем-то винить (за исключением путаницы в именах героев публикаций). Они отлично знают свою целевую аудиторию, и не думают разбрасываться. Иначе потеряешь читателя. Капитализм. Профессионалы.

Знают своего читателя и некоторые липецкие общественно-политические издания. Те же «Липецкие известия». У них второй по величине тираж в Липецкой области. Молодые горожане (до 35 лет) ее не читают. Не интересно. А вот селяне и люди зрелые «ЛИ» любят. Здесь пишут об их проблемах, поругивают цены и правительство, рассказывают о том, как вырастить большие помидоры. Не удивительно, что тираж издания относительно стабилен.

У лидера по количеству указанных экземпляров, «Газеты МГ» судя по всему четкого знания своего читателя нет. Да и зачем. Итак выручает подписная компания в цехах комбината. Иначе как объяснить такое: на первой странице, которая «зазывает» читателя соседствуют явно «желтый» «Психиатрический детектив», пиаровская статья про «первое российское олимпийское золото», к которому причастен Владимир Лисин, и пространное вступление про перелетных птиц к материалу «Учиться будем с новой крышей».

На первом развороте «простыня» с дипломатичными уходами липецких политиков от ответа на вопрос о том, как они относятся к ГКЧП. Опять же замаскированный пиар НЛМК в заметке «Салют, «Металлинка!» и сообщение о поимке «кладбищенского душителя». В этом же номере неплохая беседа с генеральным директором НЛМК Владимиром Настичем, и отчет о празднике «Европы+».

Для кого эта газета? Ведь понятно, что молодежь не интересуется чтивом про «Металлинку» и проблемными письмами в редакцию пожилых читателей. А те, думается, вряд ли зачитываются заметками про ди-джеев радиостанции, которые печатаются из номера в номер. Трудно сочетаются друг с другом говорящие и зовущие заголовки: «Комбайны по снарядам не пойдут» и «Полку маньяков убыло» с пустым, не о чем не говорящим, совковым «Салют, «Металлинка!» или двусмысленным «Лечить надо так, чтобы больницы пустовали».

На страницах этой газеты блещут лучшие в области репортеры (Луговой, Камский, некто Баргузин), иногда радует, а иногда огорчает своими фельетонами яркий скандалист Сутормин. Но есть и настолько проходные материалы, что их авторов не хочется указывать. Боюсь обидеть. Коллеги все-таки.

Получается, что «МГ» взяла у своей сестры, одного из самых цитируемых московских изданий, только внешнюю упаковку. А сам подход к качеству материала, увы, нет. Ведь в столичной «Газете» (детище Владимира Лисина) вы не найдете «простыней», каждый материал к месту и «в точку». Даже мелочи подаются интересно. Деталей столько, что тебе уже не нужно искать информацию в другом СМИ. И ангажированности не чувствуется. Хотя, может быть, кто-то и находит недостатки.

Но вернемся к «МГ». Огромные плюсы этого еженедельника – его рекламная кампания и его фоторепортажи. Качество – очевидно. Уровень – почти московский. В этом газета превосходит другие областные издания. Вообще, упаковка «МГ» липчанам нравится больше всего. Агентство «Стайер» в июле опросило 310 горожан. 37,1% респондентов заявили социологам, что им нравится нынешнее оформление бывшего «Металлурга». Для сравнения: внешний вид «Липецкой недели» симпатичен лишь 8,4% опрошенных.

И напоследок, не могу обойти вниманием старших коллег из «Липецкой газеты». Не воспринимайте это как камень в огород. «ЛГ» - единственное в области ежедневное печатное СМИ. И понимаю, как тяжело заполнять его полосы каждый день. Понимаю, что газета финансируется из казны, а потому не все может писать. Но все равно не укладывается в голове, почему опытнейшие журналисты предпочитают выдавать огромные «скатерти» про все то плохое, что исходит из-за рубежа и столицы. Но не видят «бревна» в нашей области. Ведь есть «эзопов» язык. И уж вы то на нем разговаривать умеете, как никто другой. Или ваш читатель только в кабинетах на Соборной горе? «Кто может все сказать, тот может все сделать». Это Наполеон сказал.
Иван Добромыслов.



19:42 20.08.2004

Комментарии

Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.