«Гаражная амнистия»
Руководитель управления Росреестра по Липецкой области Валерий Негробов рассказал о наиболее важных законопроектах, разработанных Росреестром и внесённых на рассмотрение в Госдуму за последнее время.
Первый проект Федерального закона звучит так «О праве собственности на гаражи в гаражных объединениях». Но в народе он больше известен как законопроект о «гаражной амнистии».
Миллионы владельцев автомобилей построили свои гаражи много лет назад, некоторые ещё в советское время, но по разным причинам не смогли оформить на них право собственности. А это значит, что они не могут их продать, подарить, оставить в наследство. Правовой вакуум установился и вокруг гаражных объединений, способствуя непонятным схемам управления, проблемам с использованием общего имущества, принадлежащего членам таких объединений.
«Росреестр разработал законопроект, который предлагает комплексное решение этих уже довольно давно существующих в российской правовой действительности проблем, - сказал Валерий Негробов. – Во-первых, он даёт чёткое определение таким терминам, как гараж, гаражный комплекс, машино-место. Закрепляет положения о доле каждого собственника в праве собственности на общее имущество, определяет перечень общего имущества собственников гаражей и основы его использования. Во-вторых, он определяет формы объединений собственников гаражей или машино-мест: гаражный кооператив и гаражное товарищество. Помимо этого в законопроекте подробно раскрывается процедура принятия органами управления решений, права и обязанности членов таких объединений».
Вторая сторона вопроса касается оформления прав на гаражи и землю под ними. Соответствующий законопроект вынесен на обсуждение в Правительство РФ. Цель – как и в случае с хорошо знакомой россиянам дачной амнистией, упростить процедуру регистрации, чтобы право собственности подтверждали даже косвенные документы.
Когда гаражная амнистия заработает, миллионы людей смогут, наконец, стать полноправными владельцами своей недвижимости.
Закажем сами
Второй законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления возможности выполнения комплексных кадастровых работ за счёт внебюджетных средств.
«Основное отличие комплексных кадастровых работ от просто кадастровых работ заключается в том, что они выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах определённой территории – это может быть муниципальный район или какой-то населённый пункт. В чём их преимущество? Во-первых, одновременно вместе с уточнением границ земельных участков определяется и местонахождение на них различных зданий и сооружений, что в дальнейшем уменьшает риск земельных споров. Во-вторых, снижается вероятность возникновения реестровых ошибок и, наоборот, появляется возможность исправить уже имеющиеся. И, в-третьих, проводить комплексные кадастровые работы удобнее и дешевле, чем кадастровые», - отметил Валерий Негробов.
Плюсы здесь очевидны. Многие дачники или владельцы частных домов заинтересованы, чтобы весь посёлок был правильно размерен и оформлен. Тогда можно быть уверенным, что каждый сарай стоит на своем месте и никто не попытается его передвинуть.
«Проблема в том, что сейчас комплексные кадастровые работы могут выполняться только за счёт средств бюджета. Если же в бюджете на это денег нет, то и работы не проводятся, - сказал Валерий Негробов. - В случае принятия инициативы заказчиками комплексных кадастровых работ смогут выступать гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, товарищества собственников недвижимости и другие заинтересованные лица и проводить их за счёт собственных средств».
Владелец, отзовись!
Третий законопроект устанавливает порядок учёта собственников домов, дач, земельных участков, которые по разным причинам не заявили о своих правах. Он крайне важен, причём, как для граждан, так и для государства. Разрабатывался документ в Министерстве экономического развития при участии Росреестра. Официально он называется - проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости».
«Часто бывает такое, что объект недвижимости учтён – он находится в базе данных, а сведений о его правообладателе нет, что в дальнейшем негативно сказывается на исполнении государственных полномочий и защите имущественных интересов владельца недвижимости, - пояснил Валерий Негробов. – Например, при изъятии участков для государственных и муниципальных нужд нужно чётко понимать, кому принадлежит тот или иной объект, чтобы знать, кому выплачивать возмещение при изъятии. Необходимо найти правообладателя объекта и для того, например, чтобы согласовать с ним границы земельных участков, что поможет в дальнейшем избежать земельных споров.
Кроме того, если юридически права на объект не зарегистрированы, то документы на них не передаются в налоговые органы для начисления имущественных налогов».
Проблема актуальна. Только в Липецкой области на учёте стоит 243 тыс. объектов капитального строительства и 346 тыс. земельных участков, по которым нет сведений о правообладателях.
Законопроект даст возможность заполнить «белые пятна» в реестре недвижимости, вовлечь в налоговый оборот большее количество объектов и восстановить социальную справедливость.
Что немаловажно, предложенный законодательный механизм не потребует от граждан никаких финансовых расходов и дополнительных хождений по инстанциям. Выявлением правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости будут заниматься органы местной власти.
«Все эти законопроекты очень важны как для населения, так и для государства, - отметила директор ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Липецкой областиТатьяна Мельникова. – Люди смогут легализовать своё имущество, законно его регистрировать, продавать, передавать по наследству, в то же время государство сможет сформировать полную и достоверную налогооблагаемую базу, повысить качество предоставления гражданам государственных услуг».