Однако внимание простых жителей, депутатов, общественников и журналистов привлекают многочисленные дефекты отремонтированного дорожного полотна и то, с какими грубыми нарушениями подрядчики производят работы. Так, на участке Веселое-Долгоруково через неделю после ремонта появились трещины, а кое-где асфальт попросту отслоился. Член партии ЛДПР Никита Кичапин в своем телеграм-канале не раз писал про дорогу, соединяющую Хлевное и Тербуны. По его словам, прошлой осенью асфальт там укладывали прямо в лужи. Дорожники ему ответили, что это такая технология. Но прокуратура с ними не согласилась и выявила дефекты. А меньше чем через год на этом участке снова делают ремонт. Кстати, работы велись в рамках нацпроекта.
Корреспонденты издания LipetskNews объехали дорожные объекты, на которые местные жители жалуются чаще всего, и оценили многострадальный ремонт липецких дорог. В качестве эксперта мы взяли с собой воронежского общественника, участника движения «Город и транспорт» Виталия Иванищева – чтобы активист из другого региона дал максимально объективную оценку увиденного.
Первой точка, которую мы посетили, стала село Боринское. Заказчиком работ там выступает ОКУ Дорожное агентство Липецкой области, подрядчик – ООО «Дорожник». Важно отметить, что роки сдачи объекта – 31 октября 2023 года, то есть работы там еще не завершены. Тем не менее, местные жители крайне возмущены тем, какими темпами они движутся и как их проводят. В частности, недовольство людей вызывает тротуар, который дорожники во время ремонта неаккуратно завалили камнями и грязью – так, что идти там практически невозможно.
– Что могу сказать про эту дорогу? Езжу каждый день, с работы на работу. Машина низкая, днище за три месяца ремонтировал два раза, – пожаловался нам один из проезжавших мимо водителей.
– При строительстве дорог не все подрядчики соблюдают технологические условия. Мы проехали по участку дороги и увидели, что обочина в некоторых местах расчищена, но не обсыпана. Полагаю, что ремонт обочины включен в ремонт дороги. Видимо, еще не доделали. Местами лежит только нижний слой асфальта, верхнего нет, - сказал Виталий Иванищев.
Следующей точкой нашей проверки стал участок дороги Хлевное – Тербуны. Про нее много раз писали в своих соцсетях местные депутаты и общественники. Дорогу сдали в конце августа, за это время ее переделывали не раз – и до сих пор продолжают строительство. Заказчиком работ выступало ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», подрядчик – ОГУП «Липецкдоравтоцентр».
По оценке Виталия Иванищева, дорога была отремонтирована с нарушением технологий – и асфальт сойдет. На дороге уже опять образовались ямы, весь асфальт в латках.
– Здесь мы видим большие щели. Верхний слой асфальта потрескался. Пока это не сильно ощущается колесом машины, но есть такие огромные куски, которые могут выскочить уже этой осенью – и верхний слой асфальта отсюда полностью уйдет. Почему так произошло? Есть два варианта. Либо не очень качественные материалы, либо несоблюдение технологии укладки. Например, клали асфальт в дождь, - дал свою оценку Виталий Иванищев.
Общественник обратил внимание на яму на дороге, в которую уже сейчас может провалиться нога, и при этом видно, как асфальт продолжает крошиться.
Далее мы отправились изучать дорогу в селе Большая поляна. Заказчиком работ там выступает ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», подрядчик - ОГУП «Липецкдоравтоцентр». Сроки сдачи объекта – август 2023. Наше внимание привлекла большая латка на одном из съездов.
– Заметно, что дорогу уже ремонтировали. Видимо, асфальт разбили, положили заново и снова разбили. В итоге получился очень неудобный съезд, который днищем легко зацепит «Нива» или даже ПАЗик, – пояснил Виталий Иванищев.
Следующей точкой нашего рейда стала дорога Веселое – Долгоруково. Заказчиком работ выступает ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», подрядчик - ОГУП «Липецкдоравтоцентр». Сдача объекта запланирована на октябрь. Работы на этой дороге еще ведутся, но возникает вопрос, успеет ли подрядчик уложиться в срок – и, что самое важное, сделать все качественно. Пока к объекту есть ряд вопросов.
– В настоящий момент если машина здесь съедет на обочину, то просто разобьет асфальт, который до конца еще даже не остыл. Может, еще просто не доделали. А может, оставят и так, - оценил объект Виталий Иванищев.
Также активист обратил внимание на то, что дорога – это не только участок, по которому едет транспорт. Это еще и прилегающая инфраструктура. В свете этого в глаза общественнику бросился бурьян рядом с проезжей частью.
– Даже если у вас обочина не отсыпана щебнем, бурьяна там точно быть не должно, потому что за ним можно не заметить камень или кочку, и машина, экстренно останавливаясь, попадет в ДТП, – пояснил Виталий Иванищев.
В связи с множеством увиденных недоработок у нас возник вопрос, каким образом проводится приемка работ, после которых дороги так быстро приходят в негодность. Мы спросили об этом у эксперта.
– В приемке обычно участвуют чиновники. Порой привлекают и общественников, но чаще всего это члены каких-нибудь общественных палат, назначенных теми же чиновниками. Однако важно не просто посмотреть, что асфальт ровно лежит, нужно еще понять, какие материалы использовались, соблюдалась ли технология укладки и т. д. Поэтому к приемке надо подключать еще одного подрядчика. Один строит дорогу, второй ее принимает. И именно принимающий подрядчик должен дать независимую оценку того, насколько добросовестно другой выполнил свою работу. Но проблема в том, что зачастую подрядчик, который занимается приемкой работ, аффилирован с тем, который строил. И поэтому независимой оценки не получается, – ответил Виталий Иванищев. Что касается экспертов, которые принимают такие работы, то чаще всего они работают на подрядчика, который занимается приемкой. Порой все сводиться ни к тому, чтобы объективно оценить, а к тому, чтобы сдать и скрыть «косяки».