Письмо вождя: как учитель истории заставил Сталина извиниться и взять сына «за шиворот»
- 06:08 26 августа
- Артур Полезный

Знаете, что самое ценное в любой системе, даже самой строгой и иерархичной? Не слепое повиновение, а принципиальность простого человека. Та самая, что заставляет скромного учителя бросить вызов всесильному системе — не ради бунта, но ради справедливости.
История, о которой пойдет речь, — не политический памфлет и не сентиментальная байка. Это реальный случай из 1938 года, когда обычный школьный преподаватель, доведенный до отчаяния, написал письмо самому Иосифу Сталину. И не просто написал, а получил развернутый и человеческий ответ. Готовы узнать, как конфликт учителя и ученика разрешился на самом высоком уровне? Тогда располагайтесь поудобнее.
Спецшкола, особый ученик и нетипичные проблемы
В конце 1930-х годов 2-я Московская спецшкола считалась заведением элитным. Туда отправляли детей партийной номенклатуры, военачальников, героев труда. Среди них выделялся один юноша — не столько академическими успехами, сколько происхождением. Василий Сталин, младший сын вождя, был, что называется, тем еще трудным подростком.
Его учитель истории, Владимир Васильевич Мартышин, человек с обостренным чувством достоинства, не отрицал: мальчик был сообразительным. Но его способности тонули в море непомерной избалованности и откровенного хамства. Атмосфера всеобщего подхалимажа и подобострастия делала свое дело. Юный Сталин мог запросто отказаться отвечать на уроке, а получив законную двойку, срывался на истерику и пригрозить учителю… Представьте положение педагога, который пытается учить класс, пока один из учеников разыгрывает драму.
Кульминацией стал конец четверти. Василий, пренебрегавший занятиями, заработал неудовлетворительную оценку по истории. Мартышин, принципиальный и честный, выставил в журнал честную двойку. На этом, собственно, его профессиональный подвиг мог бы и закончиться.
Директор-«тряпка» и принцип, доведенный до увольнения
Директор школы, чье имя история не сохранила (и правильно сделала), узнав о «чрезвычайном происшествии», впал в панику. Его реакция была предсказуема: не разбираться, а немедленно ликвидировать угрозу гнева «сверху». Он вызвал Мартышина и потребовал исправить оценку Василия Сталина. Тот, рискуя не только карьерой, но и многим другим, наотрез отказался участвовать в преподавательском фарсе.
Тогда директор, махнув рукой, сделал это самолично, занеся в журнал жирную четверку. А следом уволил строптивого учителя. Но и этого показалось мало — по всему городу была пущена «телега», черная метка, из-за которой Владимир Васильевич не мог устроиться на работу ни в одно учебное заведение. Для человека с двумя маленькими детьми это было невыносимо. Все двери оказались закрыты. Отчаявшись, Мартышин совершает поступок, граничащий с безумием по меркам того времени — пишет письмо самому Сталину.
Ожидание наказания и неожиданная развязка
Лето 1938 года семья проводила в подмосковной Удельной. Однажды к их дому подкатил черный правительственный автомобиль. Из него вышли двое «людей в штатском» с каменными лицами. Легко представить леденящий душу ужас, который охватил жену Мартышина. В те годы такой визит почти гарантированно означал одно — забвение.
Двое суток (источники говорят о двух часах ожидания, но в легенде это время растянулось) они молча сидели в машине, пока не вернулся сам хозяин дома. Каково же было всеобщее изумление, когда вместо ареста они вручили Мартышину конверт. Единственным условием было не предавать его содержание гласности. В конверте лежал ответ.
Письмо, которое переворачивает все с ног на голову
Ответ Сталина, датированный 8 июня 1938 года, — уникальный документ, ломающий множество стереотипов и советского, и нынешнего времени.
«Преподавателю т. Мартышину.
Ваше письмо о художествах Василия Сталина получил. Спасибо за письмо.
Отвечаю с большим опозданием ввиду перегруженности работой. Прошу извинения».
С первых же строк тон поражает: не очумевший от вседозволенности владыка, а вежливый извиняющийся государственный деятель. Дальше — больше. Сталин дает уничижительную характеристику собственному сыну:
«Василий – избалованный юноша средних способностей, дикаренок (тип скифа!), не всегда правдив, любит шантажировать слабеньких “руководителей”, нередко нахал, со слабой или – вернее – неорганизованной волей».
Вождь народов не стал оправдывать отпрыска. Он прямо указал на причину — «кумов» и «кумушек», которые растят из него «капризного барчука». Он назвал директора школы «человеком-тряпкой», которому не место в школе. И главное — он выразил глубочайшую благодарность учителю:
«Я рад, что в Вашем лице нашелся хоть один уважающий себя преподаватель, который поступает с Василием, как со всеми, и требует от нахала подчинения общему режиму в школе».
Финальные строки и вовсе стали хрестоматийными: «К сожалению, сам я не имею возможности возиться с Василием. Но обещаю время от времени брать его за шиворот».
Справедливость восторжествовала. А что было дальше?
Хотя письмо и немного запоздало (Василий к тому времени уже окончил школу), его эффект был молниеносным. Принципиальный учитель истории был восстановлен на работе, а его репутация полностью очищена. Директор-приспособленец, по свидетельствам, лишился поста и больше никогда не руководил учебными заведениями.
Что касается самого Василия, то, по воспоминаниям его друга детства Артема Сергеева, он не только не затаил обиды на Мартышина, но и стал относиться к нему с огромным уважением.
«Вот честный человек, не побоялся!» — говорил он.
Рассказанная история — не попытка обелить или очернить кого-либо. Она служит напоминанием о том, что даже в самые суровые времена ценность личного достоинства, профессионализма и смелости остается непреходящей. Один обычный учитель смог доказать это всей системе. И получил поддержку с самого верха. Жаль, что сегодня, в век тотального страха перед любым начальством, такие истории кажутся почти невероятными.
P.S. Письмо хранится в Архиве Президента РФ (АПРФ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 1552. Л. 9) и продолжает оставаться одним из самых человечных и удивительных документов советской эпохи.
- Храп, ор и блатняк: вся семья мешала спать в поезде — но под утро я отомстил так, что они запомнят эту поездку надолго
- "Я перестала ждать звонка от детей, вот что делаю вместо этого": 7 откровений пожилого человека
- Сентябрь-2025 изменит все: астролог Тамара Глоба назвала три знака зодиака, которых ждут грандиозные перемены
- Сосед поставил туалет у нашего забора: зеркальная месть заставила его установить септик за 3 дня