Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

«Страшнее всего – мамочки из плацкарта»: откровения уволившегося проводника

«Страшнее всего – мамочки из плацкарта»: откровения уволившегося проводникаФото из архива редакции

За окном мелькают пейзажи, стук колес убаюкивает, а кто-то заботливо поправляет простыни в вашем купе. Романтика железных дорог для пассажира часто заключается в этом. Но по другую сторону дверей — мир, скрытый от посторонних глаз. Мир проводников, чей труд — это не просто раздача чая и постельного белья, а ежедневная работа с людьми на износ, в условиях системного кризиса и бюрократического прессинга. Это история Елены, которая отдала железной дороге десять лет жизни, а в итоге ушла, забрав с собой папку благодарностей и чувство горькой обиды. Ее откровение — это не просто жалоба, а крик души и точный диагноз болезней целой системы, которую видят только изнутри вагона.

Экспертное мнение
Ситуация, описанная Еленой, к сожалению, не единична. Как комментирует Ольга Миронова, HR-эксперт в транспортной сфере:

«Основная проблема отечественных железных дорог — тотальная демотивация линейного персонала. Проводник сегодня — это крайнее звено в длинной цепочке проблем: от изношенности вагонного парка до неэффективного управления. На него сваливается весь гнев пассажиров, недовольных условиями, которые он не в силах изменить. При этом система наказаний работает безупречно, а система поощрений и поддержки — нет. Любой конфликт трактуется в пользу клиента, часто без разбора обстоятельств. Это приводит к профессиональному выгоранию, текучке кадров и, как следствие, к дальнейшему падению качества сервиса. Люди, влюбленные в свою профессию, как Елена, уходят последними, когда ресурс терпения уже полностью исчерпан».

История Елены: от любви до разочарования
«Всё началось с детской любви к поездам, — пишет Елена. — Поездки к бабушке были сказкой. Я целенаправленно шла в проводники, и моя семья меня поддерживала». Ее карьера началась в конце 2000-х, и первые годы были почти идиллическими. Постоянная бригада, «свой» вагон, который она знала как свои пять пальцев. «У вагонов свой характер, — с улыбкой вспоминает она. — Отопление, кондиционеры везде работают по-разному. Я изучила все нюансы своего, чтобы пассажирам было идеально комфортно».

Это был золотой век ее карьеры. Пассажиры специально брали билеты в ее вагон, в ее адрес звучали только благодарности. Но идиллия рухнула, когда родной резерв расформировали. Началась эпоха хаоса: постоянная смена вагонов, маршрутов, бригад. Исчезла стабильность, а с ней — возможность создать уют и досконально знать свое рабочее место.

«Вагоны вроде исправны, но мелочи ломают весь опыт, — объясняет Елена. — Тусклый свет, грязноватая вода из титана, оторванная шторка. Я всегда билась за исправление, но пока я добивалась ремонта, меня уже переводили на другой состав».

С переходом на плацкартные и сидячие вагоны изменилась и пассажиропоток. Если раньше главной проблемой были «понтовые» компании, которые мстили за отказ в знакомстве, оставляя в купе отходы жизнедеятельности, то теперь на первый план вышли конфликты с «особенными» родителями.

«Я сама мать, но я не понимаю такой вседозволенности, — с горечью отмечает Елена. — Дети носятся по вагону ночью, мешая всем. А когда ты пытаешься деликатно вмешаться, мамаши требуют нарушить инструкцию, например, сделать в вагоне +30. Любое слово против — жалоба. А жалоба для проводника — это приговор».

Система, которая ломает людей
Именно здесь Елена упирает на главную проблему. Руководство, по ее словам, в 90% случаев не разбирается в ситуации, а просто наказывает проводника, лишая премии или грозя увольнением. Поддержки нет. К этому добавляется материальная сторона: отсутствие элементарных средств для уборки (их часто закупают за свой счет), исчезновение привычных атрибутов уюта вроде занавесок и ковриков, работа без выходных и отпусков. «Я как-то месяц без остановки ездила. Дефицит кадров чудовищный, потому что держаться не на чем», — констатирует она.

Год она мучилась сомнениями. Держали хорошие пассажиры, интересные ситуации, само ощущение дороги. Случайный разговор в поезде с одной из пассажирок, управляющей гостиницей, стал поворотным пунктом. Та предложила работу.

Новая жизнь и горькое послевкусие
Сегодня Елена работает в гостиничном бизнесе. Ирония судьбы в том, что ее новая работа — это тот же «купейный вагон на земле». Только здесь она получает в два раза больше, видится с семьей каждый вечер и не боится, что ее накажут за справедливое замечание клиенту. «Я даже полюбила самолеты, — шутит она, — но в стюардессы не пойду. Хватит с меня».

Ее история грустна, но не безысходна. Она заканчивает ее не жалобой, а конструктивным предложением. Решение она видит не в увеличении зарплат, а в кардинальной смене управленческой парадигхи. «Нужны нормальные руководители, которые умеют работать с людьми, а не получили должность по блату. Такие есть в некоторых регионах — и там у них и с вагонами порядок, и с проводниками. Значит, это возможно».

Заключение
История Елены — это микроскоп, под которым видно системные язвы огромной корпорации. Это история о том, как любовь к профессии разбивается о равнодушие системы, как человеческое стремление делать свое дело хорошо наказывается, а не поощряется. Ее уход — это не просто потеря одного сотрудника. Это сигнал тревоги. Пока работа строится на страхе и унижении, а не на уважении и поддержке, качество сервиса будет неуклонно падать, а вагоны будут терять последние капли того самого уюта и тепла, за которым мы, пассажиры, и едем в поездах. Возможно, руководству крупнейшей транспортной компании стоит прислушаться не к отчетам, а к таким вот историям. Потому что за ними — судьбы тех, кто и создает лицо железной дороги.

Рекомендуем прочесть:

...

  • 0

Популярное

Последние новости