Один из кейсов – попытка компании TIG Mineral Resources отстоять право на компенсацию стоимости своей доли через фиктивных посредников.
Ранее Арбитражный суд Орловской области исключил «ТиАйДжи» из состава участников ООО «Цеомакс», признав действия фирмы и связанных с ней лиц злоупотреблением правом. Была установлена направленность действий на вывод активов предприятий «Мелор» и «Промцеолит», создание искусственной задолженности и блокирование управления обществом.
С решением согласились все инстанции, включая Верховный суд РФ. Но TIG попыталась реализовать свое право на компенсацию без прямого обращения в суд. Сначала права требования были проданы гонконгской компании, а затем – ООО «Руспромфинанс», созданному незадолго до сделки и не обладающему реальными активами. Уже через месяц после регистрации «Руспромфинанс» предъявил иск к ООО «Цеомакс» на 188 млн рублей и еще 52 млн рублей процентов, хотя стоимость доли в тот момент была близка к нулю из-за вывода активов и искусственно созданных долгов.
Судебная практика подтверждает, что уступка прав требования по шаблонным схемам, направленная на обход санкционных ограничений или вывод средств в недружественные юрисдикции, признается ничтожной по ст. 168 и 10 Гражданского кодекса РФ.
История TIG и «Цеомакса» – самый масштабный за последнее время пример попытки обойти российское законодательство через фиктивные структуры. В ней участвует медиамагнат Арам Габрелянов, связанный с ООО «Цеотрейдресурс» – фирмой-«контролером» орловских заводов.
Эксперт по разрешению корпоративных конфликтов Дмитрий Орищенко отмечает, что, несмотря на простоту и примитивность схемы, пока в судебной практике она не встречалась.
«Вероятно, TIG и ее соучастники первыми осмелились использовать такую схему с расчетом на наивность судейского сообщества. Если у них найдутся последователи, это вызовет жесткое противодействие системы, а значит, российским фирмам будет труднее вывести капитал за рубеж под видом корпоративных споров. Отношения с инвесторами из-за рубежа также могут обостриться», – отметил Орищенко.
Комментарии