– Шамхал Адамович, Вы впервые в Липецке?
– Да, ваш красивый, гостеприимный край я посещаю в первый раз по приятному поводу: открытие регионального представительства. Его возглавит предприниматель Татевик Сысоева, человек с большим опытом и высоким уровнем экспертности.
– Какие у Вас впечатления?
– Прежде всего, обратил внимание на чистоту улиц и ухоженность газонов. И такое я видел везде, где бы ни находился в качестве гостя! Это, конечно, создавало позитивное настроение. Потом зашел в правительство и был поражен современным дизайном, вкусом, с которым подобраны цвета, стильным ремонтом, уютной и приятной атмосферой. Думаю: может, просто с парадного входа зашел? Но нет, и в малом зале, где состоялось открытие, и на всех этажах одинаково красиво. Я успел прогуляться по Липецку, пообщаться с жителями – очень доброжелательные, гостеприимные люди.
– Приятно слышать. А какие бренды Липецкой области Вам были знакомы до поездки?
– Когда мы говорим о городе Липецке, перед глазами появляется образ мощного металлурга в рабочей одежде, произведенной в этом же регионе. Ее знают все, как, собственно, и Новолипецкий металлургический комбинат. Но я был приятно удивлен, что в Липецкой области производится огромный ассортимент детской одежды, красивые женские платья, созданные талантливыми дизайнерами. Потом я заглянул в мебельный магазин, увидел, что больше половины образцов очень необычные, с обалденной обивкой... То же скажу о производстве интерьерных товаров, текстиля для дома. Сложилось впечатление, что в Липецке огромное количество ярких, творческих людей.
– Теперь у Вас другое представление о нашем регионе?
– Да, сейчас я четко понимаю: если раньше Липецкая область специализировались на рабочей одежде, обуви, перчатках, костюмах, то теперь вокруг этого ядра образовалось множество креативных направлений. Те красивые цвета, что я увидел, соотношение цены и качества, то, что лучшие общественные, государственные заведения региона выбирают товары местных производителей, говорят сами за себя. Главное – продукция соответствует лучшим европейским стандартам.
– Где в Черноземье Вы еще были и как на фоне этих регионов выглядит Липецкая область?
– В субъектах Черноземья у нас есть региональные представительства. Недавно в Воронеже проводился форум с отдельной секцией по текстильной промышленности, креативным индустриям. Орловская область тоже много мероприятий организует. Если говорить о Липецке, то за пять лет здесь произошли значительные изменения. Не хочу проводить параллель с конкретными людьми, но практика показывает: когда сильный, мощный экономист возглавляет регион, инвестиционная привлекательность и темпы роста производства сразу увеличиваются. То, что мы видим сейчас, – результат кропотливой работы большой команды.
– Чем липецким текстильщикам помогут в Ассоциации и ее представительстве?
– С древних времен на Руси купцы создавали сообщества, объединялись в гильдии, вместе нагружали корабли, чтобы съездить за моря, показать там свои товары, будь то пряники или пушнина. Сейчас мы живем в «компьютерном» веке, но правила не изменились. Когда люди делают что-то вместе, это в разы удешевляет услуги для них. Ассоциация текстильщиков создает условия для интеграции региона с бизнесом России и стран СНГ. Это полезные коммуникации, участие в форумах и выставках, формирование и трансляция имиджа региона, а значит, шаг к достижению стратегических целей социально-экономического развития. Если предприниматель из Липецкой области приехал в Москву, или в Алма-Ату, или в Самарканд, рассказал, откуда привез такие интересные товары, то очень многие захотят посетить его родной регион в качестве туристов, посидеть в кафе, приобрести кондитерские изделия, еще что-то... Как минимум, два процесса идут параллельно: развитие туризма и оживление экономики.
– Если говорить об итогах года в отрасли, то что хотелось бы отметить, чем Вы гордитесь?
– Прежде всего, текстильщиков в Ассоциации становится больше. Два-три года назад их было 500, сегодня уже более семисот предпринимателей разной величины. Это не только малый и средний бизнес, но и очень крупные, известные на мировом рынке компании. Мы рады всем, ведь каждый предприниматель, будучи созидателем, помогает возродить российскую промышленность. Если, например, это индивидуальный пошив, то на территории нашей страны. Если это маркетплейс, то он оказывает приоритетную поддержку отечественному производителю. Также мы обеспечиваем рабочими местами российских дизайнеров и даже программистов, создаем сильную экономику, а значит, сильное государство.
– Может ли мы уже сейчас в масштабах России удовлетворить спрос на импортозамещение?
– Сейчас импортозамещение идет такими темпами, которых мы за последние 30 лет не видели вообще и о которых даже мечтать не могли. При таком прогрессе главное – не спотыкаться, а успевать на те рынки, которые для нас освобождаются. Предприниматели текстильной легкой промышленности справляются с этим на 100 %. Сегодня изделия, пошитые в России, будь то одежда или обувь, во многом не уступают лучшим итальянским и европейским брендам. Не буду перечислять конкретные бренды, потому что это выглядит как реклама, но у нас на производствах используются новейшие технологии, инновационные ткани, все самое современное. Освободившиеся сегменты рынка мы осваиваем на пять баллов из пяти.
– Новые рынки и направления экспорта – какие это страны?
– Мы недавно анализировали экспорт и пришли к выводу, что огромной популярностью российские изделия легпрома пользуются во всех республиках СНГ. Этому есть историческое объяснение: мы жили в одном государстве, нам легче общаться друг с другом. Нашими изделиями интересуются и в Узбекистане, и в Казахстане, и в Армении. Аналогично, приобретая продукцию на российском рынке, мы обращаем внимание: если хлопок, то узбекский, если текстиль, то ивановский, это знак качества. Потому сегодня фиксируется большой рост экспорта в близлежащие республики, в том числе на новые территории. Параллельно увеличивается экспорт в Абхазию и Южную Осетию. И еще такой парадокс – у нас появились экспортеры даже в африканских странах, их интересует технический текстиль. Так что экспорт растет одновременно с расширением внутреннего рынка.
– Есть ли в отрасли условная тройка лидеров?
– Так сложилось, что сегодня самые успешные компании – это те, которые имели огромные инвестиции. Например, недавно наш Президент участвовал в открытии «Первой ткацкой фабрики» на территории Нижегородской области. Она долго запускалась, долго налаживалось производство, но в своем направлении она будет одним из лидеров. Вторая компания – это «Миртекс», она производит трикотажные полотна, и там, конечно, значительные инвестиции турецких холдингов. Я часто подчеркиваю, что для губернаторов, поддерживающих местное производство, не должно быть значительной разницы, кто инвестирует. Главное – трудоустроенные жители и развитие производства.
– Шамхал Адамович, по Вашим прогнозам, как изменение курса доллара повлияет на отрасль?
– К доллару мы привязаны сильно, но у его колебаний есть и минусы, и плюсы. В себестоимости продукции заложено не менее 20% ручного труда. Плюс электроэнергия, аренда, другие расходы. Общая доля в рублевом эквиваленте может достигать 50%. Остальное – валютная составляющая, если сырье турецкое, китайское, европейское. У производителя, который приобретает за рубежом готовые изделия, подорожание будет пропорционально курсу доллара. Если же он ориентируется на российское производство, то эти колебания его коснутся в гораздо меньшей степени.
– Что, на Ваш взгляд, при таких условиях ждет отрасль в 2025 году?
– Предприниматели, которые осуществляют производство на территории РФ, получат значительное преимущество. Тот, кто закупает готовую продукцию, будет подвержен большему риску, потому что контракты заключаются по одной стоимости, пошлина оплачивается по другой в рублевом эквиваленте. Нужно брать в расчет и логистику. Когда товар приедет, он может иметь уже совсем другую стоимость. Так что импортозамещение нужно нам самим.
– В какой поддержке нуждается бизнес в регионах для развития производства?
– Я бы, пользуясь случаем, хотел обратиться к губернатору Липецкой области Игорю Георгиевичу Артамонову с просьбой как можно большей поддержки креативных индустрий. Ассоциация текстильщиков России готова предоставить для этого лучших экспертов, тем более, как говорится, «вопрос назрел», есть региональное представительство и мощная команда.
– Речь только о финансах или еще о чем-то?
– Конечно, материальная поддержка в кризисные периоды и как стимул к развитию – это очень ценно. Но нам иногда даже важнее, например, направление предпринимателей на общероссийские выставки, предоставление стендов на этих выставках, обеспечение участия в fashion-показах, проведение мероприятий. То, что нам дали такую площадку, малый зал правительства, подчеркивает то внимание, с которым руководство региона относится к текстильной промышленности. Другая важная тема – популяризация профессий дизайнера, швеи, конструктора одежды, чтобы люди понимали: это престижно. Возможно, нужны льготные условия, территории, где можно в приоритетном порядке реализовать продукцию с минимальными расходами. Тогда и жители региона будут хорошо знать и любить все, что у них производится.
– Спасибо за Ваше интервью!