Перемещение такой компании из одного региона в другой может резко поменять их финансовую состоятельность. Например, временный «переезд» Михаила Прохорова в Красноярский край в свое время добавил около 7% к бюджету региона и около 25% к бюджету района, в котором прописался олигарх.
Москва так велика, что переездом одной крупной фирмы тут картину существенно не изменишь. Тем не менее, пул крупнейших налогоплательщиков, конечно, влияет на пополнение городской казны. Собственно, поэтому государство активно пользовалось перемещениями штаб-квартир корпораций, чаще всего из Москвы в Санкт-Петербург, как инструментом налоговой политики — чтобы хоть немного выровнять положение регионов.
А в 2013 году в результате долгих дискуссий было одобрено разрешение создавать консолидированные группы налогоплательщиков — КГН. Налог на прибыль, который они платят, распределяется между регионами по формуле, учитывающей размещение производства и работников внутри холдинга. Всего в России сейчас 16 таких КГН, в их числе — «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Транснефть» и др. То есть даже если штаб-квартира такой КГН зарегистрирована в Москве, московский бюджет получает не весь доход от налога на прибыль, а только часть.
Компаниям это выгодно, потому что на круг они тогда платят меньше. А государство опять-таки преследовало понятную цель: наполнить региональные бюджета за счет Москвы, Петербурга, а также таких регионов, как Липецкая область (Новолипецкий металлургический комбинат) или Татарстан (нефть). В той логике, что Москва и Петербург богатые — пусть зарабатывают сами.
Но регионам КГН не очень помогли: по оценкам S&P, совокупный рост налоговых поступлений оказался размазан тонким слоем по большому числу областей и «съеден» снижением прибылей — из-за спада и в промышленности, и в банковском секторе. То есть толком не выиграл никто.
А пострадавших теперь будет выручать то самое федеральное правительство, которое эту ситуацию создало. Прежде всего — Москву, на чью долю приходится более половины общих потерь, составляющих, по оценке Минфина, 63 млрд. руб. В масштабах городского бюджета это более 2%. Правда, скорее всего компенсации будут предоставлены в виде не дотаций, а дополнительных кредитов из федерального бюджета.
Москва остается богатейшим и наименее зависимым от федеральных дотаций регионом, и на душу населения, и в абсолютных цифрах, но и она постепенно беднеет. После лужковских пирожных приходится переходить на хлеб, хотя пока что еще с маслом.
ФОТО - Diomedia
ИСТОЧНИК - http://www.cityboom.ru/