Мина замедленного действия
- Надежда Васильевна, оплата за тепло, воду ежегодно возрастает. Естественно, население волнует вопрос: когда закончится рост тарифов?
- Давайте смотреть на вещи реально. Например, в Липецке до 70 процентов теплосетей полностью отслужили свой срок, они постоянно выходят из строя, только в прошлом году ЛГЭК устранила на теплосетях 853 порыва. Для сравнения скажу, что в 2005 году их было 530. Стоимость ремонтов включается в тарифы. Прибавьте ежегодный рост цен на газ - тогда тепло автоматически дорожает. Сейчас федеральный стандарт устанавливает, что доля платежей за коммунальные услуги не должна превышать 22% от семейного дохода граждан. Из этого и надо исходить. Малообеспеченным оказывается помощь из городского бюджета.
- С 1 мая прошлого года в расчётах за электроэнергию в Липецке стало применяться правительственное Постановление №307. Оплата за электричество возросла помимо тарифов. Не случится ли такое по теплу и питьевой воде?
- В чём скандальность Постановления № 307? Сегодня практика показывает, что те, у кого стоят электросчётчики, иногда честно платят за электричество больше, чем те, у кого счётчиков нет, поскольку потребители без счетчиков платят пока по заниженным нормативам. Вдобавок, Постановление № 307 обязывает владельцев счётчиков оплачивать места общего пользования – освещение подъездов, работу лифтов и т.д. А на нормативщиков дополнительная оплата не распространяется. Справедливо? Конечно же, нет.
Однако, по большому счёту, Постановление № 307 было призвано решить проблему небалансов, которые катастрофически возрастают и загоняют в угол энергоснабжающие организации. За прошлый год задолженность со стороны городских управляющих компаний увеличилась вдвое. На 1 января 2010 года ГУК «Центральная» должна 157 млн. рублей, «Правобережная» - 70 млн., «Левобережная» - 60 млн. и т. д. А все управляющие компании Липецка задолжали ЛГЭК за тепло и воду в общей сложности 486 млн. рублей. Цифра небывалая и запредельная, которая, как мина замедленного действия, однажды может серьёзным образом подорвать надёжность теплоснабжения города. Ведь недостаток средств на профилактические ремонты, как вы понимаете, напрямую ведёт к увеличению числа аварий на сетях.
- Какой выход в данной ситуации?
- В Постановлении № 307 многое было не учтено. И теперь вместо него правительство подготовило Постановление № 611, которое уже находится на регистрации в министерстве юстиции. Оно может в корне изменить порядок начислений за коммунальные услуги. В той редакции, что нам прислали, правительством предприняты кардинально рыночные меры, и вполне возможно, что новое постановление внесёт ясность в оплату энергоресурсов.
- Каким образом?
- Ну, например, если сейчас мы заключаем договора на поставку энергоресурсов с управляющими компаниями, то в дальнейшем будем заключать прямые договора с владельцами квартир. Согласно приборам учёта населению будут приходить отдельные счета, как за тепло, так и за воду. Появится прозрачность расчётов, все будут знать, за что они платят.
- Простите, а куда денутся небалансы, ведь приборы учёта есть не у всех?
- Конечно, сразу небалансы никуда не денутся, но, на мой взгляд, они существенно будут снижены. Бывает, что в квартире без счётчика прописано два человека, а проживают и пользуются водой четверо. По питьевой воде это уже двойная недоплата. К тому же нормативы устанавливаются на несколько лет и при ежегодной инфляции становятся заниженными, что также приводит к недоплате. Небалансы, то есть потреблённые, но неоплаченные энергоресурсы, особенно в большом объёме возникают по горячей воде. Но теперь согласно Постановлению № 611 все небалансы лягут на плечи тех, у кого нет счётчиков. Это будет стимулировать их установку. К сожалению, общедомовыми приборами учёта по теплу и воде в Липецке охвачено пока всего 40% жилого фонда.
- А каков будет порядок заключения прямых договоров?
- Постановление № 611 предполагает комбинированные варианты. С одной стороны жители в протоколе общего собрания определяют для управляющей компании перечень услуг, таких как содержание и ремонт жилья, уборка придомовых территорий, вывоз мусора и т.п. С другой стороны они фиксируют в протоколе своё желание выйти на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией, то есть с ЛГЭК. И тут либо каждый житель заключает с нами договор, либо на основании доверенности предоставляет это право управляющей компании, и она от имени Иванова, Петрова, Сидорова заключает договора с ЛГЭК. Но это возможно в том случае, если за решение о переходе на прямые договора проголосовало не менее 50% жильцов. В противном случае дом остаётся, как и раньше, на обслуживании управляющей компании, и ЛГЭК будет работать с ней. Но мне кажется, что управляющие компании будут только рады прямым договорам. Есть уже и первые ласточки. По улице Горняцкая, дом №4 жильцы изъявили желание заключить с ЛГЭК прямые договора на энергообслуживание. С начала этого года наши соседи воронежцы, не дожидаясь Постановления № 611, начали переходить на прямые договора.
- Допустим, Постановление № 611 снизит небалансы в текущем времени, а что будет с долгами прошлых лет?
- Я могу сказать, что мы и в дальнейшем будем настаивать на возвращении долгов за потреблённые энергоресурсы. В прошлом году мы подали в судебные инстанции 213 исков, и ни одного дела не проиграли. Возможно, что этот вопрос придётся рассматривать и на федеральном уровне. Скажем, почему бы не компенсировать долги путем принятия и финансирования целевых программ по замене изношенных теплосетей, или например, в виде предоставления субсидий из Фонда реформирования ЖКХ?
- В этом году организаторы одного из митингов в Липецке призывали воровать энергоресурсы, обманывать и «сматывать» счётчики. Что вы на это скажете?
- Мне, кажется, проходят времена, когда состояние дел в России можно было охарактеризовать одним словом: «Воруют!» Подавляющее большинство наших абонентов – это порядочные люди. Ну, а те, кто ворует... С одной стороны это лежит на их совести, с другой – сколько верёвочке не виться, конец обязательно будет. Надо учитывать темпы технического развития. Сейчас трудно представить, как лет 15-20 назад мы жили без сотовых телефонов, без компьютеров. В настоящее время наша компания активно внедряет АСКУЭ - автоматизированную систему коммерческого учёта электроэнергии, которая позволяет дистанционно по компьютеру, не заходя в дом, определять того, кто ворует и одним нажатием клавиши отключать тех, кто не платит. Общедомовые приборы по теплу и воде уже заведены в автоматизированную систему дистанционного считывания показаний. Прогресс не стоит на месте. Да и сами граждане скоро нетерпимее станут относиться к тем, кто ворует в их доме.