Шок от Минздрава
Лекарства – товар особенный. Даже при очень богатом воображении трудно представить массовые митинги и народные волнения по поводу резкого подорожания, например, конфет и печенья или кожаной обуви. Хотя, по статистике, на сладости и обувь население тратит не меньше, чем на медикаменты. Даже больше. По данным Росстата, на всё, что связано с медициной и фармацевтикой, приходится 3,3% оборота розничной торговли (то есть магазинных расходов населения). Тогда как на сахар и сладости уходит 3,8%. Для сравнения: на алкоголь тратят 7,4%, что в два с лишним раза больше расходов на лекарства.
Тем не менее на рельсы выходят из-за подорожавших лекарств, а не пива или тортов. Да и общая цифра расходов огромная. В прошлом году население заплатило за разнообразную фармакопею более 800 млрд. руб., вышло по 5,6 тыс. руб. на каждого. Никого не обрадует, если в 2015 г. эти расходы удвоятся. Бороться с подорожанием надо, только методы выбрали странные. Скажем, станут ли машины сильно дешевле, если построить в два раза больше автосалонов? Вот и таблетки у нас дорогие не потому, что мало аптек.
Хотя чиновникам, конечно, проще валить все беды на продавцов. Разнобой в государственных головах по этому вопросу давно дошёл до предела. В то время как одни вице-премьеры громогласно призывали нещадно закрывать аптеки за непомерное завышение цен (А. Жуков), другие собирались помогать им за государственный счёт, выделяя льготные кредиты так же, как банкам (А. Дворкович).
Самую поразительную позицию по аптечному вопросу занял Минздрав. На недавнем всероссийском съезде работников фармацевтической индустрии министр здравоохранения В. Скворцова чуть не довела часть медиков до инфаркта. Она огорошила заявлением, что аптек в РФ слишком много. В доказательство привела такие цифры, мол, в США и Европе их по одной на каждые 4–5 тыс. человек, тогда как в России одна на 1,5 тысячи. Вроде что тут плохого, много – не мало. Тем не менее министр призвала законодательно ограничить число аптек. То есть урезать в количестве и не пускать на рынок лишних людей. Прямо мечта любого монополиста. После этого одному из сидевших с ней в президиуме участников стало плохо, Вероника Игоревна не растерялась, ринулась оказывать ему первую помощь, трансляцию заседания прервали.
Эта история много говорит об уровне и состоянии умов нынешнего кабинета министров. Главное, В. Скворцова крупно ошиблась, так что хвастаться обгоном Америки преждевременно. Неизвестно, что ей читали в качестве курса экономики в московском втором меде, который она окончила в 1985 году. Но с цифрами дама не дружит. Эксперты в один голос опровергают выкладки министра. «Откуда у нас возьмётся одна аптека на 1,5 тысячи человек? В этом случае в России их должно быть 95 тысяч. В реальности их в три раза меньше», – говорит глава Всероссийской ассоциации аптечного бизнеса Н. Круглов.
У государства все дороже
«АН» проверили данные. Аптек в России действительно оказалось не скворцовских 100 тыс., а только 33,5 тысячи. Правда, также работают 23,2 тыс. аптечных киосков. В любом случае В. Скворцова промахнулась в два раза. Вот и верь после этого цифрам Минздрава. Особенно про мифически низкие 15%-ные подорожания.
Зато реальные проблемы ведомство прохлопало. У нас хватает аптек в самых больших городах, но с ними плохо на селе. За пределами городов их только 5,5 тыс. плюс 6,5 тыс. киосков. С учётом того, что в России более 133 тыс. деревень и сёл, выходит по одной аптеке на 11 сельских пунктов. Это аптечный вакуум.
Да и перекосов по регионам немало. Скажем, на всю Карелию, где живут 633 тыс. человек, только 200 аптек (плюс 68 киосков). В Мордовии, Владимирской и Курской областях аптек тоже только около двух сотен. В Костромской области при населении 654 тыс. человек аптек вообще всего 140. И это не антирекорд, в 1,136-миллионной Рязанской области 107 аптек. Получается – одна на 10,5 тыс. населения. На Алтае 50 аптек на 214 тыс. человек. На весь Дальний Восток 1,2 тыс. аптек, на Урале 2,2 тысячи. В то же время в одной только Московской области этих заведений 1,3 тыс., в Краснодарском крае – 1,7 тыс., в Ростовской области – 1,5 тысячи. В общем, с лекарствами где густо, где просто шаром покати.
Теперь самое интересное. Государственная аптечная сеть, которую, похоже, собираются строить с нуля, уже существует. Потому что 34% аптек в России остались в государственной собственности. Например, в Ростовской области 115 муниципальных аптек, в Новосибирске действует госсеть из 57 аптек и 39 пунктов, в Екатеринбурге таких аптек 20, в Башкирии с советских времён сохранилась огромная государственная сеть «Башфармация» и т.д.
Всем очень удобно. Заведения получают льготы по аренде и прочие административные «плюшки». Местные власти рассказывают подопечным жителям сказки про социальную помощь. На деле госаптеки ничем не отличаются от обычных коммерческих заведений. За одним исключением. Только у них есть право продавать наркосодержащие препараты из особого списка. Бизнесу это скорее вредит, поскольку надо крупно тратиться на спецоборудование и вневедомственную охрану.
Зато некоторым из государственных аптек статус совершенно не мешает драть с покупателей три шкуры. В Ульяновской области в ходе проверки аптек прокуратурой самые крутые наценки на лекарства из жизненно важного списка выявили именно в государственной сети. В Астраханской области и прокуратуры не нужно. Там сеть таких аптек сохранили для обслуживания льготников, но залы пустуют. «В государственных аптеках выбор хуже и дороже абсолютно всё», – объясняют местные жители.
Ошибка на 20 миллиардов
Что в результате? Как только президент В. Путин поручил правительству подумать об организации сети дешёвых госаптек, тут же начался настоящий цирк. Немедленно сбежалась толпа желающих закрыть очередную амбразуру государственной грудью. Такого жонглирования цифрами не видывала даже министр В. Скворцова.
Коллективными усилиями на свет немедленно явилась идея, мол, необходимо открыть 18 тыс. новых аптек. И если бы на селе! Теперь подсчитаем. Как объясняют эксперты, чтобы открыть аптеку, даже очень скромную, на оборудование и ремонт придётся потратить не менее миллиона рублей. В случае государственной аптеки расходы будут выше. Потому что понадобятся сейфы и сигнализация для особых лекарств, также нужна недешёвая техника для рецептурно-производственного отдела. В случае строительства 18 тыс. аптек, даже если очень экономить, сумма сильно зашкалит за пару десятков миллиардов рублей. Это только на открытие, не считая громадных средств на закупку препаратов и зарплаты персонала.
Расходы оплатит владелец, то есть государство. Что будет потом, понятно, схема хорошо отработана и примитивна до безобразия. Спустя время страсти улягутся, пойдут разговоры про излишнюю роль государства в экономике и т.д. После чего госаптеки, на которые правительство успеет потратить десятки миллиардов рублей, выставят на приватизацию. Кто-то особо удачливый придёт на готовое, получит созданную с нуля крупнейшую национальную сеть аптечных пунктов с готовыми лицензиями и налаженной инфраструктурой. Главное, с громадным фондом помещений.
Что касается цен, сбить их таким способом нереально. Треть аптек и так государственные, кому это помогло? На деле есть только один рабочий рецепт. Зачем строить новые аптеки, если в них будут продавать всё те же дико дорогие импортные препараты всё с теми же нечеловеческими наценками. Нужно бороться не с выдуманным дефицитом аптек, а с реальным дефицитом дешёвых лекарств. Нужен удар по монополизму поставщиков и перекупщиков. Прежде всего, как базу, надо создать нормальное отечественное производство современных препаратов. Дело не особо сложное, подобные задачи успешно решили Китай и Индия. Только тогда возникнут условия, при которых даже 10% накрутки на лекарства станут немыслимо высокой прибылью. Заодно не помешает крепко огреть по рукам чиновников и прочих регуляторов, хорошо присоседившихся к аптечному делу. Иначе так и будут считать неправильно, зато в свою пользу.
Константин ГУРДИН