Следствие считало, что с июля по ноябрь 2017 года руководитель учреждения осуществлял незаконные закупочные процедуры по приобретению жилья для детей-сирот по заведомо завышенной стоимости. Для покупки каждого жилого помещения по закону должны проводиться конкурсные процедуры. Имея предварительно сведения о поставщике и предлагаемом им жилье, сотрудники ОБУ «Экжилфонд» по указанию Виктора Борисова размещали объявление, где указывали параметры уже конкретной квартиры: определённый год постройки здания, площадь жилого помещения вплоть до десятых метра; указывалось, сколько этажей должно быть в доме, в котором покупались квартиры. Всё это, по мнению следователей, делалось с целью не допустить к участию в конкурсе других поставщиков жилья, а значит избавится от конкуренции.
Когда дело доходило до электронного аукциона, то оказывалось, что подана лишь одна заявка. Такие аукционы признавались несостоявшимися, а с лицами, подавшими одну единственную заявку, впоследствии заключались государственные контракты. Следствие полагало, что при этом анализ рынка фактически не проводился, реальную рыночную стоимость жилья заказчик не определял: не использовал метод сопоставимых рыночных цен, не размещал информацию в ЕИС в сфере закупок. Заказчик обращал внимание лишь на то, чтобы цена за квадратный метр не превышала норматив (установленный по Липецкой области на тот момент в размере 31 тысячи 232 рубля).
Как считали следователи, директор «Экжилфонда» в ряде случаев игнорировал коммерческие предложения, поступившие от других организаций с меньшей ценой за квадратный метр жилья. Кроме того, Виктор Борисов созванивался по телефону с продавцами квартир, с которыми планировал впоследствии заключать госконтракты, тогда как ведение переговоров заказчика с участниками закупки до выявления победителей аукциона законом запрещено. Таким образом, как значится в обвинительном заключении, квартиры для детей-сирот были закуплены по значительно более высокой стоимости по сравнению с рыночной.
По мнению следствия, Виктор Борисов допустил ограничение добросовестной конкуренции. Причём, нарушения носили не единичный, а массовый характер. 29 квартир в городах Данков, Чаплыгин, Усмань, а также в посёлке Добринка были закуплены с нарушением закона. Бюджету Липецкой области причинён имущественный ущерб почти на 7 млн рублей.
Однако в 2017 году действовала не та редакция закона, нарушение которой вменялось в вину Виктору Борисову. Новая редакция содержала иные требования к процедурам проведения закупок. Правила, действовавшие в 2017 году, как установил суд, Виктор Борисов не нарушил. По эпизодам, связанным с закупками 21 квартиры, суд не нашёл доказательств того, что жильё приобреталось по заведомо завышенной цене.
Суд установил, что Виктор Борисов допустил нарушения при проведении закупок 8 квартир в Усмани. В адрес ОБУ «Экжилфонд» поступило коммерческое предложение от ООО «Воронежстройобъединение», предложившем меньшую цену – по 30 тыс. рублей за кв. метр жилья. Но государственный контракт был заключён с ООО «Хайтек», где цена за квадратный метр была на 550 рублей дороже. Таким образом, имущественный ущерб в результате действий Виктора Борисова составил 160,3 тыс. рублей. Это послужило основанием для переквалификации действий господина Борисова с ч. 3 ст. 285 УК РФ на ч. 1 ст. 285 УК РФ, предусматривающей наказание до 4 лет лишения свободы.
Проанализировав все доказательства, личность подсудимого, а также учитывая смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих, суд назначил бывшему директору ОБУ «Экжилфонд» наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком 1,5 года.
Егор ОРЛОВ