Отметим, что сельскохозяйственные компании стали фаворитами не только по количеству. Консолидированный прирост выручки предприятий АПК составил 61% от совокупного по всем организациям рейтинга. Четыре агрохолдинга входят в десятку крупнейших компаний Черноземья («Мираторг» – №3, «Агро-Белогорье» – №5, «Русагро» – №6, «АГРО-инвест» – №7).Их совокупная выручка составляет более 360 млрд рублей и превосходит по этому показателю такого гиганта, как НЛМК.
Снижение выручки относительно 2014 года показала только каждая седьмая агрофирма (в целом по рейтингу – каждая пятая). Да и представленность аграриев в верхней десятке впечатляет – ровно половина. Ничего удивительного в таких результатах нет. Введение санкций и контрсанкций в 2014 году вкупе с масштабным субсидированием государством некоторых отраслей сельского хозяйства сделало инвестиционный климат в АПК наиболее благоприятным за все последние годы.
Уход импортных продовольственных товаров с полок супермаркетов снял проблему доступа в торговые сети отечественных товаропроизводителей. К тому же введенные летом поправки в закон о торговле ограничили аппетиты ритейлеров: теперь объем государственного финансирования программ поддержки сельского хозяйства за 2016 год составит 237 млрд рублей (в 2015 году было еще больше – 266 млрд рублей). Всего по государственной программе развития сельского хозяйства, рассчитанной до 2020 года, софинансируется 467 крупных инвестпроектов, «лимит» выделяемых госсредств на один проект впечатляет – 2 млрд рублей. Инвестиции направляются в строительство овощехранилищ, переработку плодов и ягод, молочное скотоводство и переработку, а также птицеводство, мясное скотоводство и свиноводство.
Кроме господдержки крупнейшие агрохолдинги регулярно и успешно занимались размещением своих ценных бумаг на бирже. Самый крупный агрохолдинг и Черноземья, и России в целом – «Мираторг» – за 2016 года дважды (в апреле и августе) успешно размещал выпуски своих пятилетних облигаций общим объемом 10 млрд рублей. Ценные бумаги оказались настолько популярны, что «Мираторгу» удалось снизить их купонный доход с 12 до 11% годовых.
Не все в этом году было радужно у одного из самых известных черноземных сельхозпредпринимателей Штефана Дюрра, основного владельца «ЭкоНивы»(№45, выручка – 10 млрд рублей). Занимавшийся в прежние годы активным заимствованием на своей родине, в Германии, господин Дюрр в марте 2016 года чуть было не попал под технический дефолт. Его немецкая фирма EkosemAgrar не сумела рассчитаться по своим евробондам, выпущенным еще в 2012 году и проданным на Штутгартской бирже. Причиной «технических» сложностей Штефан Дюрр назвал низкие цены на молоко и несвоевременный возврат субсидий государством. Несомненно, сыграло свою роль и падение курса рубля. Европейские кредиторы, к счастью для господина Дюрра, оказались лояльны и согласились на реструктуризацию до 2021 года. Правда, реструктуризацию поддержала только четверть участвовавших в собрании владельцев облигаций. Как поведут себя остальные (согласятся ли с отсрочкой выплат или будут требовать свое через суд), покажет время. Вероятно, Штефана Дюрра это не сильно волнует: уже в августе он взял новый кредит в «Россельхозбанке» в 3,6 млрд рублей на строительство молочных ферм в Воронежской и Калужской областях. Естественно, государство будет субсидировать процентную ставку по этому кредиту.
Наиболее динамично развивающимися отраслями сельского хозяйства в Черноземье стали в этом году мясное животноводство (прирост производства – 18,5%) и производство молока (прирост – 6,5%).В этом году планируется собрать один из самых высоких урожаев зерновых за всю историю России – более 115 млн тонн. Крупнейшим растениеводческим холдингом в Черноземье является пока что группа «АГРО-Инвест» (№7, выручка – 59 млрд рублей), контролируемая шведской аграрной группой BlackEarthFarming (BEF), владеющая третьим по величине земельным банком в Черноземье – 330 тыс. га. Вообще, российско-шведская компания, работающая в Черноземье с 2008 года, долгое время специализировалась на выращивании наиболее рентабельной в тот момент сельхозкультуры – подсолнечника, что нарушало научно обоснованный севооборот и вело к истощению почв. Бизнес-модель «АГРО-Инвеста» подразумевала также инвестиции в землю и ожидание роста их стоимости. Эта стратегия не оправдалась. В августе BEF начало распродажу своих земельных активов: акционеры компании за много лет ее существования так и не увидели прибыли.
Устойчивость экономического положения агрохолдингов не зависит от величины их выручки: группа «Разгуляй» (№36) находится в предбанкротном состоянии (суд о признании всей группы банкротом начнется в конце сентября) и активно распродает свои перерабатывающие активы в Черноземье. А вот производитель зерновых «Авангард-Агро» (№39) весь год планомерно наращивал свой земельный банк, доведя его до 390 тыс. га (больше только у «Русагро»), а показатель EBITDA у «Авангард-Агро» – 56%. Наверное, самый высокий в своей сфере. Нетрудно догадаться, что в следующем ТОП-100 эти холдинги поменяются местами.
В Черноземье растениеводы специализируется не только на традиционных зерновых культурах. Белгородская группа компаний «Агро-Белогорье» отдает приоритет выращиванию сои, и это у нее неплохо получается: в нашем рейтинге «Агро-Белогорье» занимает почетное пятое место с годовым оборотом в 61,8 млрд рублей. Правда, основную часть оборота «Агро-Белогорью» дало все-таки не производство сои, а свиноводство (у компании 15 свинокомплексов и два комбиркормовых завода), а в начале 2017 года компания запустит в строй завод по производству сельхозтехники стоимостью 757 млн рублей.
Традиционно высокие места в нашем рейтинге занимают птицеводческие холдинги – «Приосколье» (№13, выручка – 35,4 млрд), «Белгранкорм-холдинг» (№14, 33,8 млрд), «Белая птица» (№19, 20,7 млрд). Здесь самым интересным событием можно считать выход из бизнеса основателя «Белой птицы» и владельца 49% акций Игоря Барщука, продавшего в сентябре свою долю группе московских инвесторов. Стоит отметить, что 51% ООО «Белая птица – Курск» контролирует ООО «Семпер Идэм» – структура кипрского офшора BelbrookHoldingsLimited, чей конечный бенефициар неизвестен.
В целом за период с 2009 по 2015 год объем произведенной продукции сельского хозяйства в России вырос в два раза. Темпы роста по Центральному федеральному округу превышают общероссийские показатели, а по Черноземью они выше, чем по ЦФО.
Состав ТОП-100 соответствует структуре российского аграрного рынка, где тон задают вертикально интегрированные агрохолдинги-гиганты, за ними следуют более специализированные компании меньших размеров, а основная масса сельхозтоваропроизводителей относится к малому и среднему бизнесу. Последние в ТОП-100, разумеется, не попали.
По отраслевому составу представленные в ТОПе предприятия, как уже отмечалось выше, весьма разнообразны. В рейтинге присутствует весь спектр сельскохозяйственного производства за одним исключением – овощеводство и садоводство. О важности этих направлений регулярно говорят с трибун, но крупных производителей не появляется. Например, плодово-ягодная подотрасль развивалась в Черноземье за последние семь лет с самым низким темпом из всех отраслей растениеводства. Причина, по мнению экспертов, кроется в слабости инфраструктуры хранения, которая не позволяет отрасли набирать силу.
На остальных направлениях успехи более очевидны. Основная надежда для появления новых компаний в «Абирег» ТОП-100» – мясомолочная отрасль. Сюда направлены не только значительные инвестиции (только по Воронежской области за последние пять лет привлечено 20 млрд рублей), но и существенная часть государственной поддержки. Еще одна возможность – создание предприятий, производящих дорогую и востребованную продукцию в новых для России сферах. Вариантов может быть множество, благо климатические условия позволяют разводить и индейку, и страусов, а выращивать можно гигантское разнообразие редких продуктов вплоть до трюфелей.
В успехах кроется и риск будущей остановки роста. Легко наращивать результат, пока рынок не насыщен, а технологии прекрасно известны и могут быть перенесены на нашу почву, пускай и с некоторой потерей эффективности. Сейчас ситуация меняется. Черноземье уже соответствует требованиям доктрины продовольственной безопасности РФ. Конечно, в отдельных сегментах еще есть возможности для роста (например, собственных твердых сыров производится недостаточно), но в целом рынок в значительной степени заполнен отечественной продукцией. Даже в отдельных отраслях животноводства (например, в птицеводстве) речь уже идет об экспансии на внешние рынки, а там расти будет значительно сложнее, чем в тепличных отечественных условиях, защищенных контрсанкциями.
Все это позволяет говорить о том, что агробизнес в среднесрочной перспективе вряд ли серьезно усилит свои позиции в ТОПе черноземных компаний. Рост будет еще несколько лет, но уже не такой взрывной, как был в последние годы. Риски сельскохозяйственной отрасли тоже никуда не делись: дорогие кредиты, нехватка грамотного персонала, отсутствие предприятий хранения и переработки многих видов сырья. Можно ожидать, что уже через пару лет в первой сотне черноземных компаний 60 будут представлять АПК, но дальнейший рост количества компаний вряд ли возможен.
«Абирег»